Форум » Кинь марто ояксчисэ эрясть эрзятне/С кем дружно жили эрзяне » Исследуем исторические сведения о мокше и эрзянском народе » Ответить

Исследуем исторические сведения о мокше и эрзянском народе

Семен: Предлагаю по новому взглянуть на все исторические сведения о двух соседних народах. Полагаю многим из них дана не верная трактовка.

Ответов - 4 новых

Лёса Автай: русской администрации и русским путешественникам 17-20 веков судя по документам в большинстве случаев было все равно о ком писать: мордва ли это или эрзя ,мокша. часто в одном документе могло встречаться и слово Мордва и слово Эрзя. и порой очень трудно отделить и понять кто где: где под словом Мордва скрывается Эрзя а где Мокша

Семен: VI век. Первое достоверное свиде-тельство о мордовском на-роде( давайте разберем о ком это?) дошло до нас с упо-минания о нём в VI в. в труде византийского епис-копа Иордана “Гетика”, считающегося важным про-изведением эпохи раннего средневековья. Перечисляя ряд племен и народностей, покоренных вождем готов Эрманарихом, Иордан на-зывает и народ Морденс (Mordens), под которым исследователи разумеют мордву : «Покорил же он племена : гольтерскифов, тиудов, инаунксов, васина-бронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тад-занс, атаул, навего, бубеге-нов, колдов». В других за-падноевропейских источ-никах средневековья морд-ва называется также Mer-das, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordua, Morduinos.

Семен: Семен пишет: покоренных вождем готов Эрманарихом Арсян эрзятнень сон эзь куруде, почёзо укснеуль. Арситянок киде сёрмадсь, лездадо.


Семен: «В 1236 году орды монголо - татар обрушились на народы восточной Европы и пронеслись, как смерч, сметая все на своем пути. Первой жертвой свирепых завоевателей стала Волжская Булгария. Согласно утвержденному на курултае 1235 г. Плану завоевания Европы следующим объектом нападения была Русь», – пишет Гришаков В.В.(книга «Мордва» стр. 56) Гришаков В.В. (15.8.1963, г. Легница Польская Народная Республика). Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и права факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. Евсевьева. В анналах Уэйверлейского монастыря под 1239 годом содержится «Послание венгерского епископа епископу парижскому о татарах», где говорится: «… На пути впереди них (татар) идут некие племена, именуемые морданами, которые без разбору уничтожают людей, которых повстречают». Находившаяся у границ Эрзянь Мастор орда, состояла из мордовско-мокшанских народов, они были готовы грабить и убивать богатых соседей. Эрзяне обладали технологиями производства цветных и черных металлов, а так же изготовлением ювелирных изделий. Все эрзянские захоронения наглядно подтверждают высокий уровень жизни и экономическую мощь Эрзянь Мастор. «Маршрут монголо-татарских войск, пишет, - Гришаков В.В, которым воспользовался Бату в 1237 г., пролегал от Волги (после переправы в районе Жигулей) прямо на запад, чуть южнее современной Пензы, и приходил в междуречье Прони и Мокши, откуда открывалась дорога на княжества Северо-восточной Руси». Орда, состоящая из мердасо - мокшанских народов стояла у границ Эрзянь Мастор. Эти народы были уже не степняками, а достаточным образом приспособленными к жизни в лесной местности. Богатство эрзян, не могло не манить к себе эти воинствующие народы. Меж тем вся русская история, делает земли Эрзянь Мастор невидимыми, пустынными, заселенными «мордвой». Война Руси с Булгарией, затем ордынское нашествий наглядно показывают «мистические» возможности противоборствующих сторон переноситься через Эрзянь Мастор. Виллем Рубук. Он рассказывал о Мокше и Мердинис народах живущих как раз на пути орды.. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно Моксель, не имеющие не какого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в германии. Именно татары вели их вместе с собой до вступления в Германию, поэтому Моксель одобряют Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар. За ними живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они Сарацины за ними находится Этилия. Сарацины - это роды, исповедовавшие ислам. Из этого следует, мордовско-мокшанский народ, был двух религий. Заметим еще раз, для читателя, что речь тут идет, не об эрзянском народе, а именно о мокше и мордве, это подтверждается всеми иностранными источниками и русскими летописями, а также современными исследованиями. В начале 1237 г. Отряды монголов впервые появляются на южных границах Мордовской земли (тех самых сарацинов Мердас, живущих у Этиля). По свидетельству венгерского монаха Юлиана, «…было два князя; один князь со всем своим народом и семёй покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтоб защищаться, если хватит сил». Многие исследователи считали, что вторым князем был эрзянский Инязор Пургаз, но как выяснилось, к нему это не имеет ни какого отношения. Речь идет о Мердасах, исповедовавших ислам и являющимся вторым типом мокшанского народа. Именно об этом и пишет мордовский ученный в своем труде о происхождении мордовского народа Н.Ф.Мокшин. «По своему антропологическому облику древние финно - угры принадлежали к уральской расе. В процессе продвижения в западном направлении и смешивании с европеоидным населением они в разной степени европеизировались» Н.Ф. Мокшин книга «Мордва» стр. 44). Европейским человеком белой расы, являются представители эрзянского народа, которые и европеизировали мордовско-мокшанский народ, так как первыми оказались на их пути, при продвижении на запад. Можно предположить, что именно для этих целей похищались эрзянские женщины и дети, сохранившиеся так крепко эта бесчеловечность в народной памяти, песнях, сказаниях, а также в эрзянском народном эпосе «Масторава». «Древняя мордва изначально представляла собой не одно племя, как иногда полагают, - продолжает Н.Мокшин, а группу или семью…». О двух типах мокша- мордовского народа, свидетельствуют антропологические исследования, проведенные К.Ю. Марк. Темный грациальный, узколиций, европеидный тип мордвы-мокши, - преобладает на юго-западе Мордовии. Субуральский тип,- мордвы мокши доминирует на северо-западе Мордовии. Вот так, дорогие читатели, открываются тайны «татаро-монгольского» нашествия, спрятанные за множеством мифов многочисленных историков. Но так близко формировавшихся, карательных войск орды. Уже давно многих исследователей волнует проблема монгольского нашествия и невозможности «кучкования» монголов-степняков в такие огромные орды. «Вернувшись из западного похода,- продолжает Гришаков В.В., в конце 1242г. Монголо - татары расположились в причерноморских степях. К середине 13 в. образовалось одно из монгольских государств - Улус Джучи, которое позднее в 16- 17 вв. историками стало называться Золотой Ордой». « Возвратившись от туда (т. е с западной Европы. (Плано Карпини), они пришли в землю Мордвинов, которые суть язычники, и победили их войною. Подвинувшись отсюда против Билеров, т.е. Великой Булгарии, они ее совершенно разорили» Далее В.В. Гришаков делает вывод, ошибочно полагая, что речь идет о Руси Пургасовой и связывает с этим гибель г. Сарова. Меж тем речь идет о мордве живущей в пристепной полосе, на это указывают все исторические сведения. Побежденные мордвины язычники, становятся сарацинами это видно из сочинений Виллем Рубука(1253-1255г.) побывавшего в путешествии на тех землях. Орда постепенно становилась мусульманской. Таким образом, свидетельства о вторжения мордовских орд перед захватом Болгарии, на земли Эрзянь Мастор необоснованно. «С этой поры в плоть до распада Золотой орды, летописи сообщают лишь об одном походе 1288 г. Золотоордынского хана Елортая на мордовские земли; «..воевавша Рязань, Муром, мордву, и много зла сотворишаидоша во свояси…». Однако этот набег состоялся по собственной инициативе монгольского хана и носил чисто грабительский характер, а разорение мордовских земель было совершенно попутно, при отходе в степи» (В.В. Гришаков). Итак, мы, все больше и больше убеждаемся, что речь идет об одной и той же мордве (Мокши и Мердас), чьи земли граничили со степью. Ордой разорялись свои земли и села, грабилась та часть населения, которая не принимало участия в войне. «Передача права сбора дани мордовским князьям (Мокши и Мердас) в конце 13 в. и основание Мохши, иллюстрируют не только начавшийся процесс целенаправленной эксплуатации местного населения, но и вовлечение в систему золотоордынских вассальных отношений мордовской (Мокши и Мердас) знати. Мохши,- золотоордынский форд пост в мордовско-мокшанских землях, основанный в начале 14 века. Начало чеканки первых монет относится примерно 1313г. В наше время на месте этого города находится село Наровчат, Пензинской области. За право откупа сбора на полученных от ордынских ханов уделах, мордовские (Мокши и Мердас) князья, были обязаны прежде всего, военной службой со своими отрядами, а так же поставкой рабочей силы для проведения общественных работ по требованию золотоордынской администрации. С этого времени отряды мокшано - мордовских князей включаются в состав карательных золотоордынских отрядов, направляемых ханами на северо-Восточную Русь, например во главе с печально известным Кавгадыем при походе на Смоленск в 1340 г. И т. д.». (В.В. Гришаков) Из вышеприведенного текста видно вхождение мокша-мордовского народа в государственность Золотой Орды и все карательные операции осуществляются именно ей, В. Гришаков делает совершенно верный вывод, основанный на сообщениях иностранцев и русских летописей, все эти факты не только не противоречат, но и подтверждают друг друга. Так мокша- мордовский (язычники и магометанский) народ, стал самой Золотой Ордой. Жестокость и свирепость этого народа (свидетельства иностранцев) несла смерть и разруху, время начало останавливаться, развитие цивилизации тормозиться, кругом царит смерть, грабеж, бесчинства и страх. Таким было поведение ордынских карательных войск. В 60-70 –е годы 14 в. Золотая Орда вступила в полосу междоусобиц, расколовших государство на две противоборствующие группировки. С началом «великой замятни» сепаратистки настроенные золотоордынские феодалы стремятся утвердить на периферийных землях улусы, независимые от Мамая, и от сарайских ханов. На мордовско (мокшанских) землях по археологическим раскопкам Итяковского городища, около Темникова. В конце 14 века, на месте существовавшего здесь неукрепленного мордовского поселения, возник феодальный замок с мощной фортификационной системой, в котором обосновался какой то мордовский (мокшанский) князь (В Гришаков). В начале 60-х годов в городе Мохши обосновался Тагай. В 70-е годы на примокшанских землях осел Бехан, основатель татарских феодальных фамилий Сеид-Ахметовых, Кудашевых, Тенешевых Янгалычевых. В скором времени «В 1377 году на мордовских землях новый золотоордынский феодал Араб-шах, который какое то время владел даже золотоордынским престолом и выпустил в 1375 году в Сарае небольшое количество монет от своего имени. Летом 1377 году отряды Араб - шаха с помощью мордовских – мокшанских князей внезапным ударом полностью уничтожили беспечно расположившуюся русскую рать на Пьяне и сожгли Н.Новгород. Власть в Мохше была передана мордовско - мокшанским князьям. В том же 1377 г. Мордовско - мокшанские князья собственными силами организовал набег пограничные нижегородские владения, где пришедшие без вести, удариша на уезд, и множество людей посекоша, а иных полониша, и остаточные села пожегша прочь» (В Гришаков). Вот так Уважаемый читатель, всем нам в школьные годы, вдалбливали на уроках, что Арб-шаху помогали коренные жители, эрзяне. Так просто и цинично осквернялся эрзянский народ. К сожалению этот факт татаро - мокшанского - мордовского вторжения остается неизвестным. Эрзян называют «мордвой» и под этой формулировкой получается, что эрзяне воевали против русских за татар, бесчинствовали на своих же землях грабили русские села, сжигали посады городов. Вот один из примеров: «Древняя летопись описывает это событие так: «Перешедши реку Пьяну, вожди получили сведение, что толпы татар, появившихся в запьянье, очень незначительны, а сам Арапша находится в волчьей воде на Каме, в окрестностях (города Бирска), следовательно ещё очень далеко». Этот слух распустила, вероятно, коварная Мордва. Легковерные вожди, поверив….» Мордовские хищники, видя разгром земли Дмитрия Константиновича, также захотели воспользоваться обстоятельствами; они хлынули на Поволжье, начали грабить его, но были жестоко наказаны: Борис Константинович (брат Князя Нижегородского) погнался за ними, и у Пьяны истребил их, почти всех частию избив, частию потопив в реке, потом, зимою, вместе с племянниками Василием и Симеоном и воеводой московским, Свиблом, прошёл в самые улусы мордовские, выжег их, ограбил, избил множество жителей, некоторых взял в плен, и – всю землю мордовскую пусту со твори». написано (Ананьиным В.К). Из этого примера следует, человек, не осознавший самобытность народов, не сможет понять историю. А эрзяне будут оставаться не законно опороченными, теряющими свое национальное самосознание, из-за незнания истории Эрзянь Мастор. Вот причина трагедии эрзянского народа. Нахождение русских войск на земле Эрзянь Мастор под командованием Бориса Константиновича противоречит логике исторических событий и нуждается в новом анализе всей информации и открывшихся фактов. Эрзянь Мастор - страна эрзянского народа. Терюшань Сергу



полная версия страницы