Форум » Кие сакшнось торо марто Эрзянь Масторс /Кто приходил с мечом в Эрзянь Мастор » Золотаревская битва » Ответить

Золотаревская битва

Эрзянь нилькс: Золотаревская битва В 30 км от города Пензы, при слиянии Суры с речкой Золотаревкой, находится древнее городище, которое клином окаймляют глубокие овраги. Природная крепость по краям обнесена искусственным валом и рвом. С полевой стороны защищают довольно ровный треугольник площади и мощные валы. Это типичная эрзянская кородома, которых в стране эрзян было множество. В средние века, особенно в период монгольского нашествия, превращались в города-крепости. Этому способствовала постоянная угроза нашествия врагов. Политическая обстановка в связи вторжением монголов в Волго-Камье 1229 году и разгромом в 1232 году восточных территорий Волжско-Камских болгар, заставило степные племена искать защиту у сильных соседей. Они оседали посадом, селищами вокруг крепости Буртас, Мердас. Южная федерация эрзянских земель имела реальную силу отпора, вооруженную конницей сильную армию и центр металлообработки. Подходы к укреплениям блокировались засеками шириной от пятидесяти до ста метров. Такая система укреплений в сложно пересеченной местности, среди болот и густых лесов была существенной преградой для конницы кочевников. Терялось главное—внезапность, вынуждала на длинную осаду. В зимнее время скаты валов и оврагов поливались водой и превращались в сплошную ледяную гору. Под крепостями отрывались подвалы, иногда целые пещеры значительной глубины с выходами за пределы укреплений. В них хранились продовольствие, оружие, при осаде прятались женщины и дети, старики, и даже мелкий скот. Территория инязора Пургаза— это правобережье Оки и Волги вплоть до падения в неё Суры, исключая земли, прилегающие к крепости Нижний Новгород. Далее междуречье Суры и Мокши в среднем течении. На юге опускалась по правобережью Алатыря. Политическим центром всей территории была крепость Эрзямас (Арзамас). Огромный город Саров (Сараклыч) к этому времени уже не существовал, город-крепость Буртас, по-видимому, был в подчинении Пургаза. Пуреш и его наследники постоянно примыкали к более сильным соседям, к 1232 году были на стороне Владимиро-Суздальских князей, которые воспользовались отсутствием Пургаза, который в это время сражался с монголо-татарами под столицей булгар город Биляр. Владимиро-суздальские дружины жгли эрзянские селения и воевали со стариками и женщинами; «и пожгоша села их, а мордвы избиша много». Война монголо-татар с Булгарией весной 1237 году, несмотря на героическое сопротивление, закончилась полным разгромом цветущего царства. Столица Биляр—стерта с лица земли, но сопротивление булгар полностью не было сломлено. Они отошли в эрзянские леса, в частности к крепости Буртас. Второй удар орды Батыя летом 1237 года пришелся по южным территориям федерации финских племён, а также половцев, кипчаков, мокшан. Историк монголов Рашид Ад Дин писал: «В год курицы, соответствующей 634 году по мусульманскому календарю, сыновья Джучи-Бату, Орда и Берке, сын Угетей-каана-Кадан, внук Чагатая-Бури, сын Чингизхана Кулькан занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами (эрзей) и в короткое время завладели ими». Ход событий по словам венгерского монаха Юлиана, проезжавшего по этой территории вскоре после описываемых событий, был несколько иным. Мокшанский князь Пуреш покорился монголам, предал буртасов и воевал на стороне Батыя. Эрзянский инязор Пургаз с немногими людьми направился в укрепленные места (кородомы), чтобы защищаться сколь сил хватит. Участие войска Пургаза в сражении за Буртас очевидно. Он имел огромный опыт войны с монголами. Еще в 1223 году, будучи на стороне булгар, они полностью истребили непобедимое войско Чингизхана, предводимой легендарным полководцем Субедеем.В 1222 году отстаивал столицу булгар Биляр. В 1229 году он на стороне булгар применял испытанную веками тактику лесного боя. В 1237 году воевал методом партизанской войны, засад и ночных набегов, чем и сохранил свой народ. Сражение за город-крепость Буртас начался в летний поход монголов. Пришелся на неблагоприятное для степной конницы время. Упорные, ожесточенные бои больших количеств конницы с обоих сторон, привели к огромным людским потерям. Бой за крепость, внутри крепости, где каждый метр несет следы жестокого противоборства. Лесные засады и ночные вылазки защитников остановили подвижку врага в глубь страны. С осени на зиму по замерзшим рекам орда предприняла поход на северо-восточные земли. Были сожжены города Муром, Гороховец и селища вдоль Волго-Камья. В 1240 годы монголы огнем прошлись по южно-русским землям. На штурм стен городов направляли в первую очередь своих союзников. На земле Германии и Венгрии орда встретила сильное сопротивление укрепленных городов и замков, а также столкнулась с тяжеловооруженной рыцарской кавалерией. Монголы повернули в причерноморские степи. Помешала удаче похода на Запад героическая борьба с завоевателями народов Поволжья и, в первую очередь, эрзи, под опытным руководством Пургаза. Только в 1242 году по возращении основных сел Батыя удалось им подавить национально-освободительное движение. Успех монголов определяло строго организованное войско. Разноплеменное, разноязыкое по природе, оно делилось на десятки, сотни, тысячи всадников. Их вела жажда наживы, круговая порука и жестокая организация: если с поля сражения бежал один воин, рубили головы десяти, если десять, то сотне и так далее. Десять тысяч конников составляли тумен, во главе стоял темник, как правило из рода чингизидов. Армия монголов восприняла многие технические достижения завоеванных стран, имела тяжелую конницу, использовали порох. Были в ней метательные и стенобитные машины, были и инженерные подразделения. Во время набегов конница одолевала за сутки до 200 км, это был страшный, безжалостный враг. По количеству и по качеству вооружения эрзянское войско не уступало никому из своих соседей. Распространенными видами оружия того времени были рогатина, тяжелое копье, боевой топор и большой лук. Использовались в бою дротики, сулицы, булавы, ножи, кинжалы. Для защиты применялись панцири из толстой бычьей кожи нашитыми металлическими пластинами, кожаные шлемы, были и стальные шлемы, кольчуги и мечи. По качеству металл, шедшей на изготовление оружия был выше, чем у славян. Хорошие физические данные бойцов, отработанная тактика ведения боя делали войско опасным противником для любого врага. Мокшанское войско в Батыевой орде было наполовину заложником, наполовину союзником. Нет сомнения в том, что они были брошены на штурм Буртас, монголы не могли не испытать их в этой битве на верность. Вместе со своим войском в орде монголов Пуреш дошел до Германии и нашел там гибель. Мокшанский край был разорён. После возвращения орды население мокшанского края фактически было уничтожено, остатки племён рассеялись, спасаясь в лесах. Битва, прошедшая на Пензенской земле—это нераскрытая страница трагического прошлого. На территории 16 га лежат незахороненные останки героев, их тысячи. Кто они, люди разных племен и народностей, противостоявшие вселенскому злу? Раскопки московских и пензенских археологов развеяли миф отсталости и замкнутости народа, которого ныне называют мордвой. Кто они, буртасы, талантливый, героический народ, погибший с оружием в руках, не склонивший голову перед могучим врагом? Арабские источники сообщают нам: «Собой они стройны и красивы, дородны», «Буртас— есть имя страны. Буртасы имеют деревянные дома и живут рассеяно». Учёные мечтают сделать из «Золотарёвки» - исторический заповедник-музей. Эту идею поддержал Пензенский губернатор. Мы, эрзяне, благодарны науке за освещение нашей истории и высокой оценки культуры предков. Для нас очевидно, и уже без сомнения, буртас—племя эрзя. Иначе не может быть. Они, коренные жители, встретили врага на своей земле и полегли. Название крепости, Буртас, взято условно, как оно называлось до гибели неизвестно. Н.Аношкин, директор музея эрзянской культуры При подготовке статьи использованы материалы из книги В.К.Абрамова «По следу времени».

Ответов - 132, стр: 1 2 3 4 All

Танюш: Роман пишет: берендеи-, не татарское слово, а славянское А я очень сомневаюсь, что славянское, по своей фонетике оно скорее эрзянского происхождения. Кто что думает по этому поводу? есть какие-нибудь предположения образования этого слова? Мне это слово кажется созвучным словосочетанию "эрямо теи" = жизнь делает, творящий жизнь

Эрзянь нилькс: Роман пишет: берендеи Это эрзянское слово ПУРЕНЬ ТЕИ (мастер, специалист, изготовитель эрзянского национального напитка ПУРЕ) в русской транскрипции... ПУРЕНЬ ТЕИ назначались, определялись на ВЕЛЕНЬ ВЕ ЧИНЬ ПРОМКС (сельское вече) при подготовке к ВЕЛЕНЬ ОЗКС или РАСЬКЕНЬ ОЗКС. Это люди, обладавшие знаниями, как изготовить этот волшебный медовый напиток. Обладали статусом магов-волшебников, знатоков тайны приготовления этого поистине волшебного напитка.

Танюш: Эрзянь нилькс пишет: Это люди, обладавшие знаниями, как изготовить этот волшебный медовый напиток. Я же чувствовала, что те паро ломатне))) сюкпря, Эрюш, за восстановление справедливости!


Эрзянь нилькс: Танюш пишет: сюкпря, Эрюш, за восстановление справедливости! Танюш, это не я восмтановил "справедливость". Об этом и я писал, и Маризь Кемаль, и Нуянь Видяз неоднократно... Я не зря рекомендую некоторым участникам форума внимательно читать его материалы. В них много есть что почерпнуть. И опять скажу: надо учить наш прекрасный и очень богатый Эрзя язык. Он очень многое открывает. Ещё есть от кого учиться. Радаев, Кулдыркаев, Абрамов, Маризь Кемаль... Это неиссякаемый кладезь мудрости наших предков.... Тут недавно прочитал: "Кто может перевести слово "эрзя".... Писали здесь, на календаре, в других документах... Человек пытается поднимать глобальные вопросы... И наконец допёр.... А что же означает слово "эрзя"???? Значит нам снова надо начинать с просвещения... С "Масторавы".... Хоть бы попросил выслать его русский текст для начала...

Роман: yasa пишет: Но, кажется, Татищев уже ничего не знал о буртасах и еще ничего не знал о каратаях, которые к середине XVIII века стали православными Всегда считал, что каратайцы, переводится, как "черногорцы". (народ с северного кавказа). Или каратаи и каратайцы, это не одно и тоже? Вообще очень интересный народ эти каратаи. Был бы признателен, узнать о них вообще побольше. Кто они, откуда, кто их потомки? Не подскажите, где о них можно что-нибудь почитать?

Сандаров: Роман пишет: Кто они, откуда, кто их потомки? Не подскажите, где о них можно что-нибудь почитать? Роман вообще-то до сих пор считал, что каратаи это эрзяне, живущие в Татарстане и принявшие мусульманство. В Казани есть дом дружбы народов. У них свой сайт, где должна быть информация о каратаях. Года четыре тому назад был знаком с одним из активных каратаев, где-то должен быть телефон, найду сообщу.

Сыресь Боляень: Танюш, шумбра ульть! Кода мерить, вечкеват, ансяк видечись седе питней. берендеи - эрямо теи. Почему тогда не берендеи - берянь теи? Чуть ли не буква в букву.

Танюш: Сыресь Боляень пишет: Почему тогда не берендеи - берянь теи? Берянь - не нравится(( а берендеи сами очень симпатичны, сразу сказка Снегурочка вспоминается

Сыресь Боляень: Дарю!!! "Маяться" русское слово - от слова майсемс. Вот тут уж не поспоришь!!!

хохол: нормально, буртасы оказывается это эрзя

Ильконь Микай: Ибн Даста писал: "Собою они стройны, красивы и дородны. Буртасы имеют верблюдов, рогатый скот и много меду. Главное же их богатство составляют мед и меха. Занимаются они и землепашеством." Всё вроде бы сходится, всё кроме верблюдов, которых эрзя никогда не разводили.

yasa: Ильконь Микай пишет: Мне кажется, что и у булгар небыло верблюжьих скачек.



полная версия страницы