Форум » Кие сакшнось торо марто Эрзянь Масторс /Кто приходил с мечом в Эрзянь Мастор » Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года » Ответить

Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года

erzianj : “Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года: “Июня 28-го дня сего года (через 753 года после “крещения Руси”) святейшему правительствующему Синоду преосвященный Дмитрий, епископ нижегородский доношением представил: по должности-де пастырской отъезжал его преосвященство из Нижняго посетить епархию свою (с небольшими дому своего служителями) майя от 16-го дня сего года и, бывши в монастыре Оранском, путешествовал в Зеленогорской монастырь надлежащим трактом через волость Терюшевскую, в которой обретается болшая половина руских старых некрещеных народов (которые, укрывая свое древнее идолопоклонство и волшебство и нехотя прийтить ко свету евангелской проповеди, называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики), и проехал мимо трех деревень того же мая 18-го дня, в которых деревнях принимали ево честно и давали проводников до руского села Сарлей, в котором остановился и для ставленников хотел совершить божественную службу и, усмотря близ святаго олтаря кладбище оных некрещеных, акы на поругание святыя церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещеных идолаторов, мертвые тела, и приезжая из всех ближних и далных мест, таковые некрещены приносят скверные жертвы кличем и плясками, что весьма богопротивно и как правилами святых отец, так и указами запрещено, которое кладбище давно бы надлежало перенесть в их некрещеные жилища, токмо за нерадением неученых христиан (которыя вкупе со оными некрещеными людми при таковых бесовских игралищах приходя обществуют и скверным их жертвам приобщаются, пьют и ядят с ними заодно), а паче за крайнее послабление оного села Тергошева управителей грузинцов, которые ради скверного своего прибытка в той мерзости им позволяют знатно, не зная или не разсуждая разности между христианами и идолаторами. И когда его преосвященство, пришед в церковь, приказал у оного кладбища сварить пищу, а дрова насварение брать с того кладбища поставленные на могилах кольи, с которых и созжено десятка с три, а осталные на тех же могилах кольи и струбы для истребления таковых богопротивных и душевредных суевериев велел было зжечь, ибо не точию таковыя, близ святых церквей учиненыя некрещеных кладбища, но и настоящия мечети и капища по указом повсюду разломать поведено. И по выходе его преосвященства из церкви объявили ему тамошние церковники: опасно-де вашему преосвященству здесь стоять, понеже-де мордва советуют вам учинить зло, что услышав, того же часа послал в село Терюшево к управителю оных вотчин грузинцу князь Мелхиседеку Баратаеву с требованием, чтоб таковых злодеев до намерения их не допустить и в том бы охранил. И как его преосвященство отправился из того села, проехал с служителями токмо с полверсты, то из некрещеной деревни Сескина во множественном собрании некрещеных идолаторов со оружием и з дубьем, закричав своими воровскими ясаками, учинили на обоз его преосвященства разбойничье нападение, что увидевши, служители со успехом оборотя от них, едва во оное ж село Сарлей убежать могли, где в овраге коляски переломали и людей многих повредили. Ис котораго обозу, отхватя оныя воры одного церковника, сарлейского дьячка Петра Борисова, били смертными побои, которой и остался у них замертво. А потом оныя же злодеи, прибегши в село Сарлей до врага, штурмовали их через три часа с немалым умножением с той воровской стороны народа, которых было с пять сот человек мужеск полу с ружьи и с рогатины и с стрелами и з дубьем, а женск пол и дети их — все с палочьем, между которыми злодеи многие такие наглецы были, что, скинув платье донага, отважились (на штурм), имея в руках болшия остроконечныя ножи и рогатины и протчия оружии. И, хотя оные служители и того села жители от них, злодеев, сколко можно и оборонялись, но, видя такое их многолюдственное собрание и варварское нападение, его преосвященство схоронился было в церкве, но услышав от них злое намерение, что кричат и хвалятся тое церковь зажечь, а его преосвященство и служителей всех побить до смерти, убоявся, ушел из той церкви тайно в дом священнический и, сидя в погребе, готовился к нечаянной смерти… А когда оные некрещеные прослышали приезд его преосвященства (хотя подлинно и не к ним ехал и о жилищах их, что они на тракте обретаются, не знал), то оные некрещеных волшебники, которые у них, некрещенов, за попов почитаются, собравши со всех деревень на кладбища, возмутили, что архиерей-де едет крестить насильно с солдаты и, ежели-де подлинно с солдаты, то-де сами сожжемся на овинах, а ежели без салдат — то убьем его досмерти. Того ради в первых деревнях пропущали его честно, дожидались высматривая, чтоб внутрь жилищ их въехал, и когда усмотрели, что салдат при его преосвященстве нет, таковое воровское нападение для убивства учинили… Того ради просил его преосвященство: дабы указом Ея Императорскаго величества поведено было оной Терюшевской волости некрещенов за нанесенную ему обиду и за намерение их ко учинению впредь злодейств всех, кои похотят от злобы и упрямства своего добровольно крестятся, а не похотят — таковых вневолю крестить… богомерзкия же их идолопоклоннические в том селе Сарлей и где инде при церквах святых кладбища есть, по силе правительствующаго Сената определения, святейшему Синоду ноября 30-го дня прошлого 1742-го года объявленного… разорить и з землею сравнять и имеющияся на тех кладбищах колья и струбы и протчее, собрав, зжечь, дабы никакова знака кто где зарыт не осталось…” взято: отсюда вот как оно было. РПЦ можно творить свои бесчинства с богоудодным умыслом... а эрзянам нельзя молится своему богу?!

Ответов - 12

tupikovs: Вот и курган под Сарлеем видимо уже стех пор распахан. 260 лет почти уже.

Семен: Надо что то делать.

erzianj : Семен пишет: Семен Ялгай, шумбрат! Тонь кулясь Сарлейде колинь? Тон те кизенть тосо ульнить, али те кода кото иенть седе икеле? Улить-арасть фотокувт тосо?


Семен: erzianj пишет: Ялгай, шумбрат! Тонь кулясь Сарлейде колинь? Тон те кизенть тосо ульнить, али те кода кото иенть седе икеле? Улить-арасть фотокувт тосо? 27. 07.2008 г. Недля чисте ульнинь. фотрографият теян, шлямочисте тов ардан. Я был там в воскресение 28 июля 2008 года, что было практически позавчера. Такое кладбище есть б.Терюшеве. У Б.Болдина с. Пикшень там тоже такое есть, только останки еще не попадались. Наверно глубже

erzianj : Семен пишет: 27. 07.2008 г. Недля чисте ульнинь. фотрографият теян, шлямочисте тов ардан. Я был там в воскресение 28 июля 2008 года, что было практически позавчера. Такое кладбище есть б.Терюшеве. У Б.Болдина с. Пикшень там тоже такое есть, только останки еще не попадались. Наверно глубже паро, карман учеме пельдеть кулят ды фотокувт, паро улевель невтемензэ веси зыянонть - ломань ловажа марто, сестэ те кулясь карми виев!!! сёрмадт монень andju-petrjanjKИCKAmail.ru

Семен: erzianj пишет: паро, карман учеме пельдеть кулят ды фотокувт, паро улевель невтемензэ веси зыянонть - ломань ловажа марто, сестэ те кулясь карми виев!!! сёрмадт монень andju-petrjanjKИCKAmail.ru Может я не правильно пишу, Могилы перепахали шесть лет назад, трактористы мне рассказали об этом 28 июля 2008 г. тоесть через шесть лет. Я сразу поехал туда, был не долго минут пять , десять нашел несколько черепков от посуды. Хочу съездить еще. Костей на поле уже нет их сразу собрали, шесть лет назад

erzianj : Семен пишет: Может я не правильно пишу, Могилы перепахали шесть лет назад, трактористы мне рассказали об этом 28 июля 2008 г. тоесть через шесть лет. Я сразу поехал туда, был не долго минут пять , десять нашел несколько черепков от посуды. Хочу съездить еще. Костей на поле уже нет их сразу собрали, шесть лет назад теперь более понятно. надо бы сделать статью - если можешь, обязательно показания трактториста(-ов) с ФИО, желательно, может есть краеведы там, что это, откдуа... почему не было ограждений. надо мнение администрации - знают ли об этом, предпринимают ли шаги по спасению памятника, подготовки документов и т.д.? и нужны фотографии - как общие- пространство и природуокружающую, так и мелочь(черепки, ракушки, а может и более -крупняком).

Семен: Могильник Сарлейский Находится в Нижегородской области, в Дальнеконстантиновском районе, с.Сарлей. Изображение готовится к публикацииПамятник федерального значения, датировка XII-XIV, XVI-XVIII века. Могильник расположен у Эрзянского конца села Сарлей, в 250 м.к востоку от окраины, 100 м. к северо-востоку от конного двора. Открыт и исследован в 1925 г. членом Нижегородской археолого-этнологической комиссии С. М. Парийским и в 1926?1927 гг. Е. И. Горюновой, Могильник датируется XII?XVI вв., принадлежит эрзя. Оказывается это уже памятник

tupikovs: Кадастровые выписки или что то вроде этого Там столько могильников нижегородчины. А сколько их в Эрзянь Мастор, других регионах?

bogdan: tupikovs пишет: У Б.Болдина с. Пикшень там тоже такое есть, только останки еще не попадались. Наверно глубже Могу с полной уверенностью сказать, что в окрестностях села нет такого кургана. Фотография его, которую все приводят, не является фотографией длизкой к селу местности. Если кто знает точно, где этот курган?

Семен: bogdan пишет: Могу с полной уверенностью сказать, что в окрестностях села нет такого кургана. Фотография его, которую все приводят, не является фотографией длизкой к селу местности. Если кто знает точно, где этот курган? Действительно, этот курган не с той местности, но и там есть курган. Этот курган который на фото, сделал объектив моего фотоаппарата, но место его пока на предам гласности. извините))))) И тот курган который в Болдино не стоит показывать черным копателям

Kuraevo: erzianj пишет: разорить и з землею сравнять и имеющияся на тех кладбищах колья и струбы и протчее, собрав, зжечь, дабы никакова знака кто где зарыт не осталось…” разорить и з землею сравнять дабы никакова знака кто где зарыт не осталось У русских это начинается с 1917ого, у них это отсчёт в истории.



полная версия страницы