Форум » Вастнема /Общение » Мурома » Ответить

Мурома

Hetumoger: Добрый день всем. Кто-нибудь подскажет - есть ли какие-либо труды, очерки, монографии, статьи об этом вымершем финно-угорском народе? Про мерю написано вдоволь, про мещеру - да, маловато. А вот по муроме - ничего... Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. На севере она граничит с Мерянией, на востоке - с Эрзянь Мастор и Марий Эл, на юге - также с Эрзянь Мастор, на западе - с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении. В исторической литературе историю финно-угорской Муромы принято начинать со второй половины I тыс. от Р. Хр. и заканчивать 12-13-ым веком. Безусловно, это безответственная и заведомо ложная позиция. Уникально то, что название города - Муром - сохранило исконное название финно-угорских хозяев этой страны до наших дней. Пожалуй, это главная победа муромлян и во времена московской "борьбы з язычеством", и в эпоху "просвещённого малороссийского славянизма", пришедшего в Московию з украинского запада. Мурома в раннем средневековье была ключевой частью Волжского торгового пути. Это финно-угорский Люксембург. Здесь были торговые ставки мери ,муромы, эрзян и мари. Современная наука не может твердо сказать, откуда именно происходит мурома и как называли себя люди этой нации. Распространено мнение, что муромский язык был близок эрзянскому. Муромская топо- и гидронимия достаточно полно сохранена в названиях местностей, населенных пунктов, рек и озер. О муроме имеются краткие сведения в первых киево-византийских летописях. Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища-города и Чаадаевское городище. Основным источником реконструкции истории муромы являются в первую очередь данные археологии - материалы раскопок 15 древних кладбищ, периодически производившиеся с конца прошлого века, и результаты, полученные при исследовании трех селищ. Муромцы были прекрасными земледельцами и скотоводами, рыболовами и охотниками, вели активную торговлю со всеми близлежащими и дальними соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные орудия труда, предметы быта и роскоши, вещи иноземного, немуромского происхождения и монеты, найденные в захоронениях и жилищах. Предметы вооружения - наконечники копий и стрел, боевые топоры - по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, после - Черниговом и Владимиром-Мерьским, вмонитровании Муромы и муромского народа в политическую систему Восчтоной Европы. Второй вариант представляется более убедительным. Судя по находкам знаменитых муромских украшений, отличающихся изобретательностью форм и тщательностью отделки, на высоком уровне стояло ювелирное ремесло. Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм муромских женщин. Отличительной чертой муромских могильников являлись погребения коней и изредка - коров, которым, вероятно, мурома поклонялись наряду с другими божествами своего пантеона. В целом уровень экономики муромы находился на высоком уровне, что было связано с выгодным природно- географическим расположением Мурома. В VII-X веках мурома являлись - ни больше, ни меньше - законодателями моды для мира поволжских финнов. Волны балто-славянских кочевников в X-XI вв. были ассимилированы коренными жителями края. Постепенно возникли смешанные славяно-финские поселения и могильники. К XII веку мурома уже не упоминалось в летописях как отдельный народ - к этому времени Киев и Чернигов предпочитали иметь дело с "географической областью", а не народом, неплохо освоившим славянскую речь как лингва-франка. Даже отъявленные скептики-славянисты признавали, что древняя мурома "составила основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси важнейшее стратегическое и экономическое значение". А значит, финно-угорская мурома и ныне обитает на своих исконных землях. Вопрос реконструкции муромского национального самосознания - дело недалёкого времени. По матермалам Бейлекчи В.В.

Ответов - 8

Маол: "Вопрос реконструкции муромского национального самосознания - дело недалёкого времени. " олололо , не зная их этнонима пусть даже не пытаются. Псевдомуромские "ролевики" - лишь спектакль и бесполезная трата времени... "Волны балто-славянских кочевников в X-XI вв. были ассимилированы коренными жителями края. Постепенно возникли смешанные славяно-финские поселения и могильники. " удивительные фразы

Валентина: Спасибо за статью. Очень интересуюсь историей Мурома и очень жаль, что мало публикаций.

Семен: Валентина пишет: Спасибо за статью. Очень интересуюсь историей Мурома и очень жаль, что мало публикаций Все чаще приходим к выводу что Мурома это как и Терюхане- это и есть эрзяне


Novel77: а кто сказал, что мурома - финно-угры?

Семен: сынь макшот?

Эрзянь нилькс: Аволь. Макшов ломантне лия таркава эрильть.

Паол-маол: 4 км от Карачарова(ныне часть Мурома)(родина Ильи Муромца) есть речка Илевна(!)(Илев - тростинка эрз.) а в 6 км. речка Велетьма..."Мурома язык свои, мордъва свой...." - незаметно. Кстати, в каком веке из истории "вычеркнули" народ меря словом "ассимилирован"? По всей видимости самих мерян не предупредили об этом Так же как и терюшевских эрзян, и мурома скорее всего не являются исключением...и все они "потеряли корни" совсем недавно.

Овтонь Чавиця: Я придерживаюсь версии Гришакова В.В.(опытный археолог, хороший преподаватель). Он утверждает, что они говорили на эрз. языке, но называли себя Мурома. О схожести Эрз. и Муромского этноса свидетельствуют археолог-ие артефакты из погребений. А Меря ближе к мокше.



полная версия страницы