Форум » Вастнема /Общение » А давайте еще один музей!!! » Ответить

А давайте еще один музей!!!

Семен: М.И. Безаев руководитель "Ялгат" общества мордовской культуры просит у властей разрешения открыть музей мордовской культуры в г.Лукоянов. Браво!!! М.И Безаев!!

Ответов - 165, стр: 1 2 3 4 5 All

Эрзянь нилькс: Я могу начать. В эти дни. Идет?

Семен: Эрзянь нилькс пишет: Я могу начать. В эти дни. Идет? Тогда начни с эволюции, как они превращаются в русские

chuvashon_erzja: Семен пишет: Тогда начни с эволюции, как они превращаются в русские Ялгат, монь кевкстямом ули: - Мекс минек(эрзятнень) мелемек а кунсолыть? - Минек арасть ломанть, конатне маштыть мелемек ютазь ды сыцят съезднэсэ евтамс? - Эрзятнень а тердить эли миньсь а мольдяно съезднэнь ютавтомсто? - Минь аламотано, сехс а сатыть минек вайгеленек эсинек мелемек путомс съездэнь протоколнэне? - Минек нейгак арась вейкеньпес вейке мелемек? - Минсь аздатано мекс? ......................................................................


Семен: chuvashon_erzja пишет: Ялгат, монь кевкстямом ули: - Мекс минек(эрзятнень) мелемек а кунсолыть? Каршо вал кирдян вишка ёвкснэ. Кода Путин кармась тумо прявтсто, невтизе Медведевинь, мон сеске ялган туртов ды важодема таркасо меринь весене, прявтокс карми "овтось" - те сестэ лиси мон пророк? Мон ауль пророк - те сынст мелест ульнесель, кода тевенть ютавтомс. Мон ульнилинь неиця сынст мель Лиси истя, кода сынест эряви истя и карми.

Эрзянь нилькс: Семен пишет: Тогда начни с эволюции, как они превращаются в русские Терявтан. Нама аволь, те темастонть ушодан. Тон кармат лездамо?

Семен: Эрзянь нилькс пишет: Тон кармат лездамо? Карман лездамо!

Эрзянь нилькс: Съезд мордвинизаторов-эрзянофобов. Так можно назвать состоявшийся в ноябре 2004 года в г. Саранске 4-й мордовский съезд. Закрытость, кулуарность, эрзянофобия, замалчивание и обход проблем выживания эрзянского и мокшанского народов – такова была атмосфера этого мероприятия на фоне катастрофического трёхсоттысячного сокращения двух финно-угорских народов за последний всего лишь десяток лет. Эта атмосфера, созданная организаторами съезда, объяснима с точки зрения политической ситуации в России в целом, так и в регионах. Политика, называемая «курсом укрепления вертикали власти», входит в противоречие с оставшимися от периода демократического всплеска формами выражения интересов народов в виде их съездов. Запретить, отказаться от проведения съездов властям - ещё нельзя. Проводить их, соблюдая демократические нормы – уже нельзя. А если проводить – значит, никуда не денешься. Надо дать там народу хоть что-то сказать. Осталось только взять под контроль это «что-то». Мордовскому съезду (а он действительно был мордовским, а не эрзянским. Может мокшанским?), эта контрольная функция удалась замечательно. Список выступавших был утверждён заранее. Задача недопущения нежелательных ораторов из числа эрзянских «раскольников» была воплощена в жизнь русскоговорящим президиумом. Этот съезд был самым «русскоговорящим» по ведению и выступлениям. Для тех, чьи выступления были «нежелательны» была заготовлена отговорка: «Вы записались позже других, можете выступить на какой-нибудь секции». Чтобы не было «лишних проблем», его организаторы не выставили микрофон в зале. Он появился только на последнем заседании в третий день. Установка – исключить нежелательные выступления на пленарных заседаниях, была выполнена. Это удалось. Самостоятельный выход к трибуне Эрзянь Инязора, Председателя Фонда спасения эрзянского языка Мусалёва Григория Дмитриевича (Кшуманцянь Пиргуж), его взволнованное обращение к залу и президиуму съезда, вызвало агрессивную реакцию его консервативной (или невежественной?) части, его нетерпимость выслушать иное, не совпадающее со сценарием мнение о положении Эрзя народа. Президиум съезда не остановил оскорбительные выкрики из зала. Подобное происходило и при оглашении мной итогов заседания Эрзянской межрегиональной секции. Когда я уже садился на своё место, сзади сидевший мокшанин (не думаю, что он представляет замечательный мокшанский народ) громко обозвал меня за моей спиной. Неужели и такие провокационные «заготовки» были у организаторов этого съезда? Несмотря на желание «не пущать» на съезд независимо мыслящих, иначе оценивающих ситуацию людей, мордвинизаторам не удалось достичь этого в полной мере. На съезде достаточно чётко проявились две группы делегатов, отличающиеся как по политической позиции, так и по национальной самоидентификации. Это – эрзя и мордва. Эрзяне, несмотря на организационное и психологическое давление, вновь нашли в себе смелость и волю создать свою, дополнительную, независимую межрегиональную эрзянскую секцию, целью которой определили: оценка современного положения эрзянского народа и определение путей его выживания в условиях катастрофического сокращения его численности. Несмотря на то, что состав делегатов основательно фильтровался чиновниками от власти, выразили желание работать в составе ЭЭК (Эрьваёнксонь эрзянь куро – Межрегиональная эрзянская секция) 36 делегатов из 11-ти республик и областей. Этот список был представлен президиуму съезда с просьбой оказать секции помощь с помещением. На что г. Конаков ответил: «Не будет у вас эрзянской секции, и не будет никакого помещения.» Президиум съезда, отметив, что создание дополнительных объединений делегатов не противоречит демократическим нормам, всё-таки попытался не допустить работы ЭЭК. В помещении эрзянской секции было действительно отказано. Заседание секции прошло в тесном помещении, арендуемой редакцией газеты «Эрзянь Мастор». Этот факт лишний раз подтверждает, что у власти Мордовии нет желания конструктивно работать с оппозицией, а именно – с той частью эрзянского народа, которая не приемлет политику мордвинизации, которая любит и ценит своё историческое имя Эрзя, выступает за сохранение эрзянского языка, культуры, народа, которая не желает называться ни «мордвинами», ни «мордовцами», ни «мордва-эрзя», ни «мокшэрзя», которая настойчиво идентифицирует себя только как Эрзя, именем, которое дали нам славные предки тысячи лет назад. И это несмотря на прессинг и давление «по всему полю», везде и всюду, включая «настойчивые рекомендации» во время переписи записываться только под псевдоэтнонимом (кличкой) – «мордва». Вторая группа делегатов, большая по численности (на съезде), представляла группу – мордва. Идентифицируя себя под этим псевдоэтнонимом, эта группа (в большинстве – русскоязычная) безоговорочно, автоматом, приняла сценарий заорганизованного съезда-совещания. Мордва практически без поправок голосовала за любое предложение или документ президиума даже тогда, когда название проекта документа не соответствовало названию съезда. Так, например, мордовцы голоснули единогласно за резолюцию съезда с ошибочным названием. На это обратил внимание президиума и всего съезда председатель эрзянского культурно-просветительного общества «Эрзянь вайгель», делегат из Москвы С.Д. Дмитриев. Председательствующий объяснил этот факт редакционной ошибкой. Но так ли это? Ведь это была основная резолюция съезда. Президиум проверил и убедился, в тумане эрзянофобии и укрепления единообразия мордва готова голосовать за любую бумагу сверху. Выражу опасение, что когда придёт бумага о ликвидации Мордовии, эта мордва также единогласно голоснёт и её. О кулуарности, камерности, закрытости съезда от внешнего мира, финно-угорской общественности и прессы также нельзя не сказать. Весь финно-угорский мир на этом съезде представил В. Марков – Председатель Консультативного Комитета финно-угорских народов. Его посадили в заднем ряду президиума и дали выступить с приветствием. Он тоже не заметил опасности уничтожения для нашего народа. Говорил о вещах «глобального масштаба». Эрзянофобия – была лейтмотивом многих мордовских выступлений (на русском языке, «чтобы все понимали», где и кто сейчас главный враг). В независимую, существующую только на весьма и весьма скромные общественные средства, газету эрзян «Эрзянь Мастор», её редактора Е. Четвергова, немолодого уже человека, взвалившего на свои плечи титаническую работу по просвещению родного народа, не плевал и не пинал её только самый ленивый делегат-мордвин. Почему-то больше всех «Эрзянь Мастор» и Е. Четвергов мешают даже не М. Мосину, которого «ЭМ» действительно часто и жёстко критикует, а М. Безаеву – главному мордовцу из Нижегородской области. И ещё ему страшно мешает ещё один бескорыстный человек и подвижник, настоящий герой современной эрзянской истории – Аношонь Тумай (Аношкин Николай Иванович), создатель единственного в мире и стране – Музея эрзянской культуры в г. Лукоянове Нижегородской области. Кстати, тоже уже немолодой человек. В традициях эрзян старших называть уважительно, даже нежно – «леляй». Не отсюда ли «русское» слово – лелеять? Почитать бы М. Безаеву эрзянскую Библию «Масторава». В ней – наши обычаи, эрзянская мораль и философия. Не плюй в колодец – в нём глаза богини Ведявы… Правоохранительные органы особо отличились на этом съезде. Они оградили съезд от террористов, попутно арестовали и оградили делегатов от плакатов, подготовленных Эрзянской межрегиональной секцией (а именно - Руслан Моро, Юлия Игошева и др.), на которых были написаны такие «опасные» слова, как : «Поддерживаем Указ (Главы Мордовии) об изучении эрзянского и мокшанского языков в школах», «Восстановить национальные программы «Сияжар», «Глубокое изучение эрзянского и мокшанского языков – в школы», «Нас стало меньше на 350 000!». Вот от каких «крамольных» мыслей эрзян «охранили» государственные силовые структуры делегатов-мордовцев, чиновников, уважаемого Н. И. Меркушкина, не менее уважаемых М. Мосина и В. Маркова, от которых как раз то и очень зависит, будет ли жив эрзянский язык и эрзянский народ. Чем эти плакаты были опасны для организаторов съезда, для общественности, сотрудники силовых структур не объяснили. Неужели уже и выставление таких плакатов на съезде подрывает «вертикаль власти»? Однако, несмотря на такую атмосферу съезда, Эрзянская межрегиональная секция – Эрьваёнксонь эрзянь куро (ЭЭК) всё-таки приняла две резолюции: « О нарушении прав эрзянского народа на 4-м мордовском съезде…» и « О 4-м мордовском съезде и Конгрессе эрзянского народа». В первом ЭЭК обращает внимание организаторов съезда и эрзянской общественности на нарушение пропорциональности представительства эрзян как в составе делегатов съезда, так и в его выборных органах. Во втором – констатирует, что при подобном не конструктивном подходе эрзяне далее не могут связывать судьбу своего народа только с «мордовскими» съездами. Настало время для созыва форума эрзянского народа, на котором бы были обсуждены причины катастрофического сокращения его численности и выработаны пути ослабления угрозы его полного уничтожения. Одна из первейших задач эрзян – стать плечом к плечу и устранить угрозу уничтожения эрзянского языка, замаскированную в решении мордовского съезда за формулировкой М. Мосина – «модернизация мордовского языка». Эрюш Вежай, эрзянь чиряз. 2005 ие, якшамков, 10 чи

Безаев: Эрзянь Нилькс пишет: М. Безаеву – главному мордовцу из Нижегородской области. И ещё ему страшно мешает ещё один бескорыстный человек и подвижник, настоящий герой современной эрзянской истории – Аношонь Тумай (Аношкин Николай Иванович), создатель единственного в мире и стране – Музея эрзянской культуры в г. Лукоянове Нижегородской области. ==== Где же вы были патриоты и друзья Аношкина, когда он судился? Чего-то никто не приехал, бросили Николая Ивановича, а тот который его "не любит", пошел в свидетели, в защитники Аношкина и выиграл процесс в его пользу. Он же выручил Тумая второй раз, когда его спровоцировал арбитражный суд. Ау, косо ульнить Эрюш Вежай иже остальнойтне? Мекс Аношкинынь предали стака чистэ? === А то, что мон кортан музеезде, что сондэ эряви теймекс юридическим лицом, вот те вражина Безаев. ==== Весе косо народынь промкс эряви соответствовать те идеятнене конатнень кальнят прясо. Кияк а чумо тениньк, что тынь а мутяд ве кель весе енксынь руководительтне март, делегациятне март. Тынь ванок мезе тейтяд, весе тыниньк апарт ломать, ды предательть. А может тынь предательть, раз теиде истя, что эрзянь енксынь руководительтне лоткасть тениньк совсеме. Кадовкшнось скамундо Безаев, так и то ней мон а якан. И кода бы тынь мондянь а улиде мере, кода бы тынь а улиде пацька монь тевтнень, мон теян тев, конась пурны народонть ве таркас. Пурны ломатнень, конатне стувтызь эсиск мелез, раськез, келеск. Мертяд минек рузынь Ялгат, кадык рузынь раз истя тынь вревеньк, но благодаря сондэндэ, эрзянь пакшатне, конатне эсть тонавк раськень келеск, сермадыть стихт, рассказт, морот. И седе тов, седе ламо кармить истят эйкакшт. А тынь путодо шлагбаум эрзянь киланго ланкс. Оргатеде те килангонть ланкс только эрзят и непременно арийского происхождения, а сякойть ки стувсь или эсь сода эрзянь койтнень, меленть, те уже сразу чумо тыниньк икеле.

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Ау, косо ульнить Эрюш Вежай иже остальнойтне? Мекс Аношкинынь предали стака чистэ? Ва, эрзят: ванодо - те маньчема. Теде, койсэм, седе паро кевкстямс Аношонь Тумаень. Кевкстьса, келя, Безаев мери: Эрюш Вежай миизе Аношонь Тумаень. Гайневтян тензэ. Кевкстьса сонзэ, зардо ды мезень кис мон сонзэ миия.

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Тынь ванок мезе тейтяд, весе тыниньк апарт ломать, ды предательть. Маньчема.

Безаев: И еще если мон уж истямо апаро ломань мезестэ кочкимизь Атянь эземс Раськень Озксо? Мекс Кшуманцянь Пиргуш а пурны Атянь эзем, косо бы обсудили минек тевтнень?

Семен: Безаев пишет: мон теян тев, конась пурны народонть ве таркас Михаил Иванович, от чистого сердца интересуюсь, сколько человек в вашем обществе? Про суды за Аношкина, не в курсе , но обязательно поинтересуюсь.Безаев пишет: пошел в свидетели, в защитники Аношкина и выиграл процесс в его пользу. Тут не совсем понятно, Вы были свидетелем или защитником? Безаев пишет: второй раз, когда его спровоцировал арбитражный суд. А это что за провокация была? расскажите не в курсе

Семен: Безаев пишет: второй раз, когда его спровоцировал арбитражный суд. Оказывается суд был Мировой. Случай действительно был провокацией. Н.И. Аношкин за тот случай, передает Вам, спасибо.

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: мезестэ кочкимизь Атянь эземс Раськень Озксо? Улема, лият, седе парт арасельть сестэ Обран ёнсто?

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Мекс Кшуманцянь Пиргуш а пурны Атянь эзем, косо бы обсудили минек тевтнень? Эрзянь тевтнеде карми кортамось Эрзянь Инекужосо.

Безаев: chuvashon_erzjaне: мекс Эрзянь Нилькс манши? Мон эинь сермадо, что сон Анокшинынь миизе. Косо тон как администратор, вмешайся. А тондять Нилькс сермадан и Семеннэ тынь марятад мезе тениньк эряви. И если Аношкин эз евлек тениньк судозде, арбитражной судозде сестэ аздан кодат тынь сонзэ ялгат. Если тыниньк перька арась панжвозь ойме. ==== Секс превезынь тусть Нильксынь евтамозо. оказывается ульнесь шка, кода седе парт эрзят Нижней енкссо кроме Безаевде арасельть. Сюк пря теть Нилькс. Тавколи оказывается и мон эрзя ульнинь, а ней чукала пелень ломань, пек ранган те тевезде.

Безаев: Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Тынь ванок мезе тейтяд, весе тыниньк апарт ломать, ды предательть. Маньчема. ==== Так и мезе маньчема? Коад весе мордвинист, а по твоему предательть?

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Так и мезе маньчема? Тонеть мезеяк. Мон те маньчемадот кевкстьса Тумай лелянть мелензэ.

Безаев: Ловнодо кода весе мордвинист, а по твоему предательть.

Безаев: Семен: Безаев пишет: мон теян тев, конась пурны народонть ве таркас Михаил Иванович, от чистого сердца интересуюсь, сколько человек в вашем обществе? Про суды за Аношкина, не в курсе , но обязательно поинтересуюсь.Безаев пишет: пошел в свидетели, в защитники Аношкина и выиграл процесс в его пользу. Тут не совсем понятно, Вы были свидетелем или защитником? === В нашем обществе активных членов около 600 человек, участвуют в делах организации до 6000 человек, совет состоит из 12 человек. Постоянно собираемся от 6 до 60 человек. В моем телефоннике 250 номеров, с владельцами которых я советуюсь по нашим делам. --- Но ведь дело даже не в этих цифрах, за нами реально идут работники культуры наших сел и районов, работники системы образования, школьники - они участвуют в наших делах и принимают то, что мы делаем. Если нас не было слышно 10 лет тому назад, то теперь мы на слуху. Критиковать и ерничать хорошо. Вот ты собрал Семен день эрзянского языка, а ведь на нем было 6 членов нашего общества и 4 твоих земляка из Пикшени, которые восприняли нашу культуру через Эрзянь покш Чи, да Лобанынь Алюк с каким-то парнем.

Безаев: Семену если не разбираешься в судебном процессе, чего задавать вопросы? Прими как есть - свидетель и защитник в одном лице. Судья между прочим понял и дал слово уже высказавшему свидетелю, как защитнику. Вот такие тонкости судебного процесса. Не приходилось сталкиваться, могу проконсультировать.

Безаев: А согласиь администратор, как то форум с Безаевым стал интересней? Да и объем повысился по сравнению с 13 годом.

Безаев: Тавкине а пек превес сайсть монь стихне, ловнодо еще вейке ---- Снова я с тобой Аратка* Речка милая, моя, - Вижу, жизнь зимой не сладка- Подо льдом душа твоя.- Снег укрыл, как белый саван Твои воды, берега, Не несешь ты сан как пава, Лишь прорвёшься иногда. И свободная водица Руки тянет к небесам, Но как раненая птица, Только снег обнимет там. Озерком блеснет на солнце Твоя светлая душа. Застеклит мороз оконце Наледью порыв круша. Родники зимою бьются, Снять оковы все хотят, Их ручьи средь снега вьются, Лед промыв тебя поят. Я душою обнимаю Эти милые ручьи, В воды их тепло вручаю, Мысли, чаянья свои. Поднимаю руки к верху, Ине Паз** лучом согрей, Растопи оковы крепки, Речке силы свежи влей! Забурлит тогда речонка, Унесет в низину лед, Словно юная девчонка В танце жизни запоет. Улыбнутся ей пригорки, Свежей зеленью блестя И заплачут сосны, елки С них закапает смола… А березки и осинки И могучие дубья Голы словно сиротинки, Одевать начнут себя. Платье древнее наденет Умарина – яблонька, С ней душа реки умерит Бег воды, придя в себя… Снова я с тобой Аратка Речка милая моя. Вижу, жизнь зимой не сладка По до льдом душа твоя… * Аратка – малая речка, начинающая свой бег в Шатковском районе от эрзянских родничков. Впадает в реку Ежать в Гагинском районе, а та в Пьяну. ** Ине Паз – Бог.

Семен: Безаев пишет: а ведь на нем было 6 членов нашего общества и 4 твоих земляка из Пикшени, которые восприняли нашу культуру через Эрзянь покш Чи, да Лобанынь Алюк с каким-то парнем. Безаев пишет: В нашем обществе активных членов около 600 человек, участвуют в делах организации до 6000 человек, совет состоит из 12 человек. Постоянно собираемся от 6 до 60 человек Моне мендямс а эряви, мон тевтнень вейкс содасынь. Михаил Иванович я так понимаю меня включили число членов "Ялгат" как и других?)))))))))

Семен: В обществе "ЯЛГАТ" в Н.Новгороде, активных членов около 600 человек, участвуют в делах организации до 6000 человек, совет состоит из 12 человек. Постоянно собираемся от 6 до 60 человек. М.Безаев.

Эрзянь нилькс: Безаев а маньчи? Вана валонзо: "Ау, косо ульнить Эрюш Вежай иже остальнойтне? Мекс Аношкинынь предали стака чистэ"? Те Михал Иванычень маньчема. Зярс истя лован. Ансяк кавтолдоматнень панемга теде сави кевкстямс эсензэ Тумай лелянть: Кода Эрюш Вежай лиятнень марто миизе Тумай лелянть? Секскак сави теде кевкстямс Тумай лелянть: маньчи эли а маньчи мельвановикс Михал Иваныч. Койсэм, Тумай лелясь ёвты теде витьстэ. Улема, сон ёвтасынзе лия миицятненьгак лемест. Михал Иваныч та-мекс визди сынст ёвтамост.

Безаев: Семен пишет: Безаев пишет: а ведь на нем было 6 членов нашего общества и 4 твоих земляка из Пикшени, которые восприняли нашу культуру через Эрзянь покш Чи, да Лобанынь Алюк с каким-то парнем. Михаил Иванович я так понимаю меня включили число членов "Ялгат" как и других?)))))))))=== Сермадат заявления приматадызь. Кенкшесь весене панжось. ===== Нилькснэ --Ялгазо Савлев судс эзь сак, хотя сондэ пинькстэ Лемкин сакшнось и провоцировал Николай Ивановича.

Безаев: О Боже разума мне дай февраль 2005// О Боже! Разума мне дай!/ Терпенья дай нам, Боже, правый./ Народ мой милый защищай,/ Чтоб с ним не сладил бес лукавый./ Не ставил камни на пути,/ Не смог в огонь бы ада сбросить…/ Не дай ему нас извести,/ Дурной идеей опорочить./ О Боже! Разума мне дай!/ И дай безмерного терпенья./ Прошу! Народ мой защищай!/ Уйми бесовские гоненья./

Безаев: Эрзянь Нилькснэ, Семеннэ, Мишане. С прошлого года я начал активно проводить в жизнь идею приложения финно-угорских сил для оказания помощи той части народов, которые находятся за пределами титульных образований. И чем настойчивее провожу эту идею, тем больше читаю пасквилей в свой адрес. Скажите вам чего не нравится, что Безаев хлопочет о исторических местах проживания наших народов, в том числе и эрзян? Ведь как раз эрзяне, а не мокшане, в большинстве живут за пределами Мордовии? Кто задание-то дал мальчики, мочить Безаева? На кого работаем-то? Что-то молчим о прошлом некоторых активистов эрзя: бывших замполитов, тесно работавщих со спецслужбами, пишущих тайные характеристики и доносы об устойчивости того или другого солдата, бывших сотрудников КГБ, критикующих на страницах Эрзянь Мастор всех подряд. А ведь с КГБ и ФСБ на пенсию, как с милиции, не уходят. Да и всем известна древняя истина, чаще кричат "держи вора" сами воры, чтоб скрыться с добычей. Кто платит за вашу Мурку?

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Эрзянь Нилькснэ, Семеннэ, Мишане. С прошлого года я начал активно проводить в жизнь идею приложения финно-угорских сил для оказания помощи той части народов, которые находятся за пределами титульных образований. И чем настойчивее провожу эту идею, тем больше читаю пасквилей в свой адрес. Скажите вам чего не нравится, что Безаев хлопочет о исторических местах проживания наших народов, в том числе и эрзян? Ведь как раз эрзяне, а не мокшане, в большинстве живут за пределами Мордовии? Кто задание-то дал мальчики, мочить Безаева? На кого работаем-то? Что-то молчим о прошлом некоторых активистов эрзя: бывших замполитов, тесно работавщих со спецслужбами, пишущих тайные характеристики и доносы об устойчивости того или другого солдата, бывших сотрудников КГБ, критикующих на страницах Эрзянь Мастор всех подряд. А ведь с КГБ и ФСБ на пенсию, как с милиции, не уходят. Да и всем известна древняя истина, чаще кричат "держи вора" сами воры, чтоб скрыться с добычей. Кто платит за вашу Мурку? Михал Иваныч! Койсэм, эряви оймамс аламодо. Те мень маньчемань истерика? Бути истя чумондат ломанть, сестэ пароль ёвтамс ломантнень лемест. Мейсэ ломаненть чумозо ды путт факт ды невтик косто те фактонть саик. Истят чумондомат тесэ ульнесть а весть, ды чавот сынь. Ва-ай... Нолдык чумом, те превспутомам кис. Нама, тевесь тонь...

chuvashon_erzja: Ней мезе меремс, кода арсемам видьстэ ёвлемс? Превей ломаньтне мерить:- Видечись кавто сёвныцятнень юткссо. Таго истя лиси, арсян истя. Мон видечидень- сонзэ ламо ёнсонзо. Койсэям а эряви наголь вейке ёндо ваномс. Ванодо тынсь, моне тынк сёрмадовкссонк ловномо стака. Ве ёндо ванозь, кавто ёндо сёрмадтадо вейкеденть(таго лия валсо) ансяк вейсэндявома тарка а мутадо. Койсэм, эряви(эряволь) муемс.

Безаев: июль 2006 От мороза застыла река,/ Как застыл мой любимый народ./ Подо льдом он закрыт на века,/ Власти ждут, когда дух наш умрёт./ Но не сдамся я и не умру,/ Буду вечен на милой земле!/ Жаром сердца открою весну,/ Чтобы жизнь просыпалась в тепле./ Поднимайся со мною народ/ Власти лёд и снега растопи,/ Дай простор языку, пусть живёт —/ Им сознанье своё укрепи./ Древний дух возроди, веселись,/ Землю милую сам распаши,/ Просыпайся, родной не ленись,/ Детям жить, как эрзя накажи./ Пусть гордятся наследьем твоим,/ Сами память земли создают,/ Страстью жизни, стараньем своим/ Мерой божьей пусть всем воздают./

Безаев: chuvashon_erzja: Ве ёндо ванозь, кавто ёндо сёрмадтадо вейкеденть(таго лия валсо) ансяк вейсэндявома тарка а мутадо. Койсэм, эряви(эряволь) муемс. Мудро. Те карми килангопанжомачи, а тавкине эряви пекстамкс килангонть те ломатнене, конатне аздыть эсиск койтнень, конатнень тавколи кучись а эсиндэ киланголанкс. //// май 2006/// Белый лепесток, цвет яблоньки, земли/ Бросил дом цветочный — гнёздышко любви./ Над землёю птицей он летит, парит,/ Пьяный от свободы, песенку творит./ Он кружит, от ветра силушку беря./ И конечно верит, что звезда, заря,/ Одному поднялась, в небесах взошла,/ Вместе с ней удача лишь ему пришла./ Думает, что небо лишь ему цветёт/ Он крылом играет, славит свой полёт./ Пышностью блистая, жилочки свои, Соками питает, но уж без земли./ Стихнул ветер вольный, тяжек стал полёт,/ Лист крылом качает, вот-вот упадёт./ Он не знал родимый, белый, что живёт/ Лишь пока гнездится, соки с древа пьёт.../ Если же сорвался от родных вершин/ То падёшь на землю, шлёпнувшись как блин./ А, потом бессильный ты на ней лежишь,/ Ликом потускневшим лишь вокруг глядишь,/ Зеленью, прекрасна матушка земля./ Снизу пробиваясь, вверх спешит трава./ Жизнь, свою продляя, на травинку лёг/ Лепесток наш с нею приподняться смог./ Солнце разогрелось, выпарило сок./ Встало сердце, встало, крови встал поток./ Ветер смёл былиночку, тихую с травы/ Под дождём закончились лепесточка дни./ Нежный лепесток, цвет яблоньки, земли/ Ты храни цветочек — гнёздышко любви,/ Милый дом полётом вольным не зори/ Соки пей родные и нектар твори./

Potapoff: Отличное стихотворение, кто автор?

Безаев: Potapoff пишет: Отличное стихотворение, кто автор? === Как и всех остальных, что я озвучил здесь на форуме - Безаев Михаил Иванович, Нижний Новгород.

Безаев: Potapoff пишет: Отличное стихотворение, кто автор? === Решил второй раз поговорить на эту тему. Как дать возможность рускоязычному ребенку понять родную речь? Этот вопрос заставил меня сочинить считалку, которая конечно же не понравится Семену, Эрзянь Нильксу и др. Но родилась песня которую сейчас поют и которая делает свое агитационное дело. Не могу я подходить с позиции Семена не знаешь эрзянский язык ты не эрзя. А теперь стихи, которые стали песней, но не мордвинизаци и русификации, а понимания эрзянского языка. ///Эрзянь кель/// Эрзянь кель, эрзянь кель, эрзянь кель/ Над землёю звучит, словно Лель./ Минекс вечктян, по-русски — люблю./ Я на двух языках говорю./ Эрзянь кель, эрзянь кель, эрзянь кель/ Над землёю звучит, словно Лель./ Минекс ялгат, по-русски — друзья,/ Пусть наполнится дружбой земля./ Эрзянь кель, эрзянь кель, эрзянь кель/ Над землёю звучит, словно Лель./ Вечктян Авай — люблю тебя мать/ Мастор Ава — так Родину звать./ Эрзянь кель, эрзянь кель, эрзянь кель/ Над землёю звучит, словно Лель./ Минекс пиньге, по русски судьба,/ Пусть всех счастьем одарит она./

Безаев: Специально для Потапова от Безаева, аворское исполнение ///Я горю, я горю///-- Я горю. Я горю,/ И огонь пожирает меня./ Я горю, я горю/ За него, за себя, за тебя,/ Веру святую мою./ За народную душу горю,/ Вечную правду свою,/ За любовь не земную горю./ Я горю. Я горю,/ Пламя летит от костра/ Душу гонит мою,/ Но не хочет она. / Ох, не хочет она/ Жить, лететь без меня./ Без меня ей зима./ Ей не жить без огня./ Я горю, я горю./ Сколько тех, что сгорели!/ Всем о них говорю,/ Братья наши хотели,/ Чтобы вместе с тобой/ Там, где каждый сгорал,/ Собрался бы семьёй,/ Наш народ. Кто-то встал,/ кто-то встал и сказал, / Он сказал от себя:/ – Я проснулся — Эрзя. –/ Ради этой минуты и дня,/ Мы горим! / Мы горим, / не жалея себя./

Миша: М.И. БЕЗАЕВ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О КРИМИНОГЕННОЙ ОБСТАНОВКЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БЕЗАЕВ Михаил Иванович - старший научный сотрудник Волжского отдела ВНИИ МВД России. Происходящие в стране перемены обусловили повышенный интересах институту общественного мнения. Ведется активное его изучение по всему спектру проблем со- циальной деятельности на всех уровнях (федеративном, региональном и местном). Оно осуществляется и в правоохранительной сфере. В 1998 г. Волжским отделом ВНИИ МВД России проведены в Нижегородской об- ласти два мониторинговых исследования состояния криминогенной обстановки и работы органов внутренних дел. Основной метод - анкетный опрос. При определении размера и характера выборки был применен квотно-пропорциональный принцип, ко- торый обеспечил максимальное ее соответствие (по месту проживания, полу, со- циальному положению, возрасту) генеральной совокупности. Всего опрошено 778 че- ловек. Сравнение данных, полученных в опросах, позволяет ощутить в динамике об- щественное мнение населения. Такой анализ интересен еще и тем, что первое иссле- дование проводилось в марте-апреле, когда обстановка в стране отличалась отно- сительной стабильностью, второе - в сентябре-октябре, после кризиса 17 августа. Это обстоятельство, безусловно, внесло коррективы в состояние массового сознания, поскольку отношение "милиция-народ" один из показателей глобального отношения "власть-народ". Хотя, как мы увидим ниже, изменения по многим параметрам не очень значительные. Объяснение кроется в том, что само по себе массовое сознание не поддается резким колебаниям. Стабилизаторами здесь выступают обществен- ные потребности и интересы, которые как правило, имеют долговременный характер. Криминогенная обстановка. Она характеризуется совокупностью негативных со- циальных явлений - криминогенных факторов, детерминирующих преступное пове- дение. По материалам наших исследований можно сделать вывод о сложности ситуации в области. Около трети респондентов подвергались за последний год преступным посягательствам. Преимущественно это посягательства, связанные с покушением на собственность. Пострадали от краж 44,7% потерпевших. По сравнению с апрелем их стало меньше. Увеличилось число пострадавших от причинения телесных повреждений, хулиганства, грабежей и разбоев (см. табл. 1). Структура и динамика результатов опросов в основном коррелируют с данными, приведенными в информационном бюллетене УВД области за 1998 г. Вопреки общему росту преступности за год на 4,2%, отмечается снижение в ней доли краж, мошенничества, изнасилований. Повысился уровень преступлений против личности, в сферах экономики, наркоторговли. Существенное влияние на оценку криминогенности в регионе оказал кризис, вызванный решениями правительства от 17 августа минувшего года, породивший у граждан неуверенность, тревогу и страх за будущее. Подобная атмосфера способ- 100 Таблица I Распределение ответов на вопрос "Какое посягательство было совершено в отношении Вас?" Выбор ответа % ответов в октябре По сравнению с апрелем Кража 44,7 -1,4 Хулиганство 28,2 +2,4 Причинение телесных повреждений 20,2 +8,5 Грабеж (разбой) 8,5 +0,7 Мошенничество 3,7 -3,3 Вымогательство 2,1 -8,1 Изнасилование 1,1 -0,4 Иное 0,5 +0,5 Здесь и далее в таблицах приводятся данные по 1998 г. Таблица 2 Распределение ответов на вопрос "Какие из перечисленных опасений беспокоят Вас более всего?" Выбор ответа % ответов в октябре По сравнению с апрелем За благополучие семьи и будущее детей 58,8 +1,2 Заболеть тяжелой болезнью 37,6 -9,3 Оказаться безработным 31,8 +6,6 Стать жертвой преступления 30,6 +0,5 Несправедливость руководства и чиновников 19,4 +2,0 Произвол правоохранительных органов 9,7 -5,5 Превратиться в пьяницу или наркомана 2,1 -3,0 Пострадать от катастрофы, экологических 10,0 -1,4 Иное 0,9 -0,9 ствует фиксации в сознании людей, наряду с достоверно известными или воочию наблюдаемыми фактами, и разного рода слухов и иных непроверенных сведений, особенно нагнетаемых преступностью. Словом, на степень удовлетворенности одной из важнейших потребностей человека - потребности в безопасности - воздействуют не только объективные параметры преступных деяний, но и субъективные пред- ставления об этом социальном зле [1]. Уровень криминогенной тревожности. Из предложенных восьми наиболее со- циальнозначимых факторов риск криминогенный (опасение стать жертвой преступ- ления) в октябре выбрали 30,6% опрошенных. Также как и полгода назад он оказался на четвертом месте. На первом - обеспокоенность благополучием семьи и будущим детей, на втором - возможность тяжело заболеть, третьем - стать безработным. В сравнении с апрелем произошло возрастание числа тех, кто боится стать без- работным, пострадать от несправедливости руководства и чиновников. Снизилось количество опасающихся тяжелой болезни и произвола правоохранительных органов, превратиться в пьяниц или наркоманов (см. табл. 2). Некоторая трансформация динамики выбора ответов через довольно короткий промежуток времени, похоже, объясняется сложившимися на тот период социально-экономическими условиями: крах материальных устоев семьи отодвинул на задний план иные заботы и опасения нижегородцев. Степень доверия населения органам внутренних дел и готовности к cотрудничеству. Доверие органам внутренних дел - один из важнейших показателей, спо- собствующих развитию позитивного правосознания людей и взаимодействию с мили- цией в охране общественного порядка. На его степень влияют как абстрактная оценка 101 Таблица 3 Распределение ответов на вопрос "Готовы ли Вы в случае необходимости оказать помощь органам внутренних дел?" Выбор ответа % ответов в октябре По сравнению с апрелем Безусловно, готов 24,5 -7,2 Готов, но в определенных условиях 40,3 -3,5 Совершенно не готов 7,9 + 1,7 Затрудняюсь ответить 26,7 +8,4 деятельности ОВД, складывающаяся зачастую под воздействием криминогенной обстановки, так и косвенная, проявляющаяся в каких-то ролевых состояниях. Рассчитывать на высокую оценку деятельность ОВД не может в силу многих обстоятельств. Например, такого как резкое увеличение преступности в ходе ры- ночных преобразований, вызвавших безработицу и обнищание народа. Да и по ха- рактеру своих функций милиция всегда попадает в весьма сложное положение, когда, с одной стороны, должна защищать права граждан, с другой, интересы государства. В ряде же случаев попросту нельзя устранить опасность, грозящую гражданам и об- ществу, "средствами, не связанными с вторжением в сферу прав и свобод личности и нарушением других благ" [2]. Кроме этого, к сожалению, есть и безответственное отношение к служебным обязанностям, и должностные преступления. Тем не менее около половины респондентов удовлетворительно оценивают работу областных милицейских органов (более четверти - неудовлетворительно). Свиде- тельством положительного отношения к ОВД является то, что почти 2/3 жителей региона так или иначе намерены, если понадобится, оказать им помощь. И только 7,9% совершенно не расположены к сотрудничеству. Однако против апреля группа желающих поддержать органы внутренних дел в трудную минуту сузилась на 10,7%. На наш взгляд, и здесь сказались осенние события, продуцировавшие неуверенность человека в себе, судьбе близких. Какая уж тут речь о помощи, когда не знаешь, чего тебя ждет завтра (см. табл. 3). Один из качественных показателей, позволяющих говорить о реальном доверии и сотрудничестве с милицией - обращение к ней пострадавших за помощью: это сделали 65,6% жертв преступных посягательств. Среди различных государственных и общественных институтов милиция пользуется наибольшим доверием - см. табл. 4 (причем за полугодие всего более доверие выросло к судопроизводству). В отличие от других органов власти она не выпустила ситуацию из рук и смогла взять под контроль преступность. По данным УВД в 1998 г. на 3,3% повышен показатель раскрываемости преступлений, составив 77,4%, в том числе по линии криминальной милиции - 69,7% (в сопоставлении с 1997 г. +3,1), милиции общественной безопасности -98,4 (+1,2). Раскрываемость по "горячим следам" составила 85,7% (+14,1). Повысившуюся же доверительность к церкви почти на 11% можно объяснить, с одной стороны, участием ее руководителей в регио- нальных мирских делах (избирательных кампаниях, благотворительных акциях и т.п.), а с другой - тем, что в смутное время на Руси население всегда шло к Богу. Состояние массового правосознания. Непреходящее значение для социального партнерства с милицейскими службами принадлежит уровню правосознания членов общества, их волевым установкам, направленности на преодоление в рамках действующего законодательства возникающих проблем. По ответам опрошенных, приведенным в таблице 5, конечно же, невозможно оце- нить правосознание населения региона, которое отражает всю гамму правовой дей- ствительности. Справедливее рассуждать об интеллектуально-эмоциональном вос- приятии - психическом отношении к двум оценочным категориям рассматриваемой материи: правоохранительным органам и собственному правовому поведению в кон- кретной ситуации [3]. 102 Таблица 4 Распределение ответов на вопрос "Каким из следующих государственных и общественных институтов Вы в основном доверяете?" Выбор ответа % ответов в октябре По сравнению с апрелем Органам внутренних дел 57,3 +6,0 Суду 54,8 +9,7 Церкви 50,9 + 10,7 Прокуратуре 47,0 +6,2 Федеральной службе безопасности 33,0 +0,8 Средствам массовой информации 27,0 +0,7 Профсоюзам 12,7 -9,4 Общественно-политическим движениям 7,9 +0,1 Таблица 5 Распределение ответов на вопрос "Если Вашей жизни, здоровью или благополучию будет угрожать опасность, станете ли Вы что-либо предпринимать?" Выбор ответа % ответов в октябре По сравнению с апрелем Обращусь за помощью в ОВД 75,2 +4,9 Сам обеспечу свою безопасность 19,1 -1.4 Обращусь за помощью в другие государственные органы 10,3 -0,6 Обращусь за помощью в частные охранные структуры 7,0 -1,9 Буду использовать иные меры 4,8 +3,3 Ничего предпринимать не буду 3,3 -2,9 Поменяю место жительства 3,0 -2,1 Материалы наших опросов убеждают в позитивном настрое большинства граждан. Они рассчитывают решать проблемы своей безопасности, опираясь на право- охранительные структуры и прочие государственные органы, а значит посредством закона. Львиная доля жителей области в особо опасных для них случаях обратится за содействием в ОВД. Настораживает то, что у значительного количества нижегород- цев проступает решимость самостоятельно, собственными силами отстоять свою без- опасность; существуют и группы лиц, готовых использовать какие-то иные средства или вовсе безвольно пасовать перед преступностью, а также намеревающихся при угрозе благополучию и жизни покинуть обжитые места. Такие деформации в общественном сознании порождаются как не зависящими от ОВД причинами, так и конкретными фактами нарушения законности и ненадлежащего выполнения должностными лицами правоохранительных органов своих полномочий. Около 1/3 (апрель -31%, октябрь 28,5%) респондентов, оказав- шихся потерпевшими, были недовольны мерами, принятыми по их обращениям в милицию. Оставление людей наедине со своими проблемами может породить веру в безнаказанность правонарушителей, "сомнения... в способности правоохранительных органов обеспечить воздаяние за причиненное зло и, как следствие, желание самим восстановить справедливость, самим защитить себя" [4]. Не трудно понять, что самодеятельность, в свою очередь, нередко оборачивается преступлениями, совер- шенными уже самими пострадавшими. Источники формирования общественного мнения. Чрезвычайно важным условием социального взаимодействия субъектов выступает образ партнера, формирующийся в массовом сознании. Какой стереотип восприятия сотрудника ОВД сложился согласно 103 нашим опросам? Судя по оценкам, приведенным выше, он далеко не идеальный. Причины - неправомерных действиях и халатном выполнении служебных обязанностей. Многие респонденты (в апреле 33,7%, в октябре - 32,7%) были сви- детелями, когда, на их взгляд, милицейские работники нарушали права граждан. На- рушения эти выражались в грубости, бестактности, проявлениях жестокости, зло- употреблении служебным положением и т.п. Создание такого образа не только "заслуга" самих сотрудников. Многие действия милиции, такие как задержания, обыски, выезды на место происшествия и другие следственные акции, происходящие на глазах у граждан, порой воспринимаются неправильно, вызывают отрицательную реакцию, а то и враждебность. Эти настрое- ния при отсутствии объективной информации стимулируются быстро распро- страняющимися домыслами и слухами о "противоправных" действиях. Поэтому на формирование оценок оперативной служебной деятельности ОВД оказывают влияние не только опыт непосредственного общения с ними, но и ок- ружающие люди, их суждения, высказываемые как лично, так и через СМИ, которые не всегда объективно ее отражают. По результатам апрельского мониторинга у 40% опрошенных представление о работе органов внутренних дел сложилось из личного опыта (очевидец, свидетель, потерпевший), у более 32% - из бесед с друзьями, знакомыми, в кругу семьи, у каждого четвертого - на основе теле- и радиопередач, у каждого седьмого - по публикациям в прессе. В октябрьском опросе соотношение этих составных такое же. Факторы, влияющие на укрепление правопорядка. Возрастающая кривая преступ- лений и страх стать жертвой преступников обусловили приведенную в таблице 6 иерархию факторов, способных, по мнению респондентов, упрочить правопорядок. Население традиционно поддерживает ужесточение законодательных мер, при- меняемых к правонарушителям, а также повышение качества отбора и проф- подготовки служащих в ОВД. Сравнительно с апрельским мониторингом количество лиц, считающих эти факторы приоритетными, снизилось (3,3% против 3,6%). Но заметно вырос процент тех, кто полагает, что укрепить правопорядок можно, повысив заработную плату сотрудникам правоохранительных структур, улучшив материально-техническое осна- щение милиции, предоставив ей дополнительные права. Почти в два раза больше высказалось за увеличение штатов ОВД. Прибавилось нижегородцев, на взгляд которых надо активнее привлекать к охране правопорядка общественность. Регулярное выявление оценки населением состояния криминогенной обстановки и работы органов внутренних дел способно не только довольно точно определить его социально-правовое самочувствие, но и позволяет принимать оптимальные решения, Таблица 6 Распределение ответов на вопрос "Какие из нижеприведенных факторов, на Ваш взгляд, могут оказать воздействие на у крепление правопорядка?" Выбор ответа % ответов в октябре По сравнению с апрелем Усиление ответственности за правонарушения 55,2 -3,3 Повышение качества отбора и профподготовки сотрудников ОВД 51,5 -3,6 Улучшение технической оснащенности ОВД 43,6 +5,7 Увеличение заработной платы милицейским работникам 43,6 + 19,0 Предоставление больших прав милиции 24,8 +4,7 Привлечение общественности к борьбе с преступностью и охране общественного порядка 23,9 +3,4 Расширение штатов ОВД 14,8 +7,5 104 действенно и эффективно реагировать на все отрицательные сигналы и устранять вызвавшие их причины, не допуская возрастания преступных явлений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Михайловская И.Б., Кузьминская Е.Ф., Мазаев Ю.Н. Преступность: что мы знаем о ней, милиция: что мы думаем о ней. М.: Изд. "ИНТУ", 1995. С. 41. 2. Устинов B.C. Права человека и критерии их ограничения // Права человека и проблемы обеспечения законности. Сб. научных трудов. Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1993. С. 7. 3. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов. М.: Изд. ВНИИ ПУЗиП, 1989. С. 11-12. 4. Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М.: Юрид. литература, 1991. С. 21. 105__

Миша: Источники формирования общественного мнения. Чрезвычайно важным условием социального взаимодействия субъектов выступает образ партнера, формирующийся в массовом сознании. Какой стереотип восприятия сотрудника ОВД сложился согласно 103 нашим опросам? Судя по оценкам, приведенным выше, он далеко не идеальный. Причины - неправомерных действиях и халатном выполнении служебных обязанностей. Многие респонденты (в апреле 33,7%, в октябре - 32,7%) были сви- детелями, когда, на их взгляд, милицейские работники нарушали права граждан. На- рушения эти выражались в грубости, бестактности, проявлениях жестокости, зло- употреблении служебным положением и т.п

Безаев: Миша зачем-то привел мою статью по итогам исследований общественного мнения нижегородцев о деятельности органов внутренних дел. Он не понимает, что в то время, о чем я писал нельзя было писать. Миша ты далек от бытия. Ты хочешь показать, что я был милиционером. Был, я не скрываю, ноя не был взяточником, не был тем кто попирал права других, я был и остаюсь защитником народа и его отдельных представителей. Что касается порядочности, то ты забыл, а может и не знаешь, что многие радетелеи эрзянской культуры были замполитами, КГБэшниками, никогда не уходящими на пенсию. И это правильно так как речь идет о безопасности страны. ---- Ты кому Америку открыл Миша. Ты лучше извинись за свой пасквиль в мой адрес и все, разойдемся мирно. Признайся, что ты, так мягко скажем, сочинитель. И я тебя прощу от ныне и до века. Статью-то зачем вложил в форум, чтоб забить объемом?



полная версия страницы