Форум » Вастнема /Общение » крещение. так ли это было? » Ответить

крещение. так ли это было?

Семен: Предлагаю обсудить статью с сайта "Зубова Поляна" Как мордву крестили : новое имя В прежние времена мордва поклонялась языческим богам и понятия не имела о христианской религии. Детей не крестили и не именами православных святых называли, а как понравится родителям. Родится ребенок в поле — назовут его Паксяльтя, в лесной избушке на свет появит-ся — назовут Виряльтя*. Заря, туча, зверь, птица или растение могли стать именем новорож-денного. Но пришел в мордовское село русский поп и сказал : — Грех давать детям звериные имена !.. И дети ваши, и вы сами, некрещеные рыла, через это в ад попадете. Всех вас черти на медленном огне поджаривать будут ... Пригорюнилась мордва. Уж очень грозным русский бог показался. — Спаси нас, батюшка поп, — просят женщины. — Спасу, — говорит поп. — Только надо мне перво-наперво вас всех в речке окрестить и но-вые православные имена дать. Как же так, думает мордва, всю жизнь человек носил свое имя, данное родителями, и вдруг по-иному надо его называть ?.. Значит, человек уже не тот будет, а другой. У жены другой муж, у мужа другая жена, и дети у них другие ... Не могли постигнуть этого люди. И в речке креститься боялись. А вдруг Ведява* за ноги схватит и к себе в подводное жилище утянет !.. Зачем, спросит, русскому богу свое настоящее имя отдал ? Как ни старался поп — и наказанием на том свете грозил, и рубахи новые сулил тому, кто крестится, — ничего у него не выходило. Никто не соглашался в речку лезть. Тогда привез поп бочку водки и поставил ее на луговом берегу. А на противоположном высоком берегу, где село, собрались все жители — интересно им все же, что собирается поп делать со своей бочкой. А поп и говорит : — Кто речку переплывет или вброд перейдет, трижды с головой окунувшись, тому кружку вод-ки даю. Стоит он возле бочки — в одной руке крест, в другой кружка. Ну, некоторые из мужиков кину-лись в воду. А толпа на берегу стоит и смотрит : утащит их Ведява под воду или нет ? Нет, не утащила ... Тогда двинулись скопом, наперегонки, аж река забурлила. * Паксяльтя, Виряльтя — собственные имена, образованные от эрзя-мордовских слов пакся (поле), вирь (лес). * Ведява — мордовская языческая богиня, обитавшая, по верованиям древних, в ручьях и речках. Литературный перевод С. Фетисова

Ответов - 18

Миша: Семен пишет: Стоит он возле бочки — в одной руке крест, в другой кружка. Мне вот это нравится!!Картина с попом, у которого в руке крест и кружка водки. Все это происходит у целой бочки с водкой и бегущие к ней мокшане

Kurly: слабо верится, что народ так водку любил не до этого было, если пить, то в нашей местности можно либо от голода умереть, либо от холода или может это к разговору о "добровольном" принятии христианства мордва - это некоторый этап в ассимиляции русские во всем мире ассоциируются со словом ВОДКА печально конечно, что эти мифы об алкоголизме всеобщем подтверждают местные же авторы

Миша: Kurly пишет: печально конечно, что эти мифы об алкоголизме всеобщем подтверждают местные же авторы и еще на своем сайте


Novel77: Kurly пишет: слабо верится, что народ так водку любил не до этого было, если пить, то в нашей местности можно либо от голода умереть, либо от холода или может это к разговору о "добровольном" принятии христианства мордва - это некоторый этап в ассимиляции русские во всем мире ассоциируются со словом ВОДКА печально конечно, что эти мифы об алкоголизме всеобщем подтверждают местные же автор что характерно на сайте говорится про мордву.... мордва - это эрзя, ведь так Семен, Миша при чем же тут мокша? я думаю статья действительно интересная

Kurly: мордва имеет на это право тот кто относит себя не к мордве просто не принимает на свой счет

Kurly: мордва - это нарицательное имя,для проживающих на территори республики Мордовия, не более это не про эрзя и мокша давайте жить дружно, помнить о прошлом, жить настоящим и заботиться о будущем

Novel77: Kurly пишет: мордва - это нарицательное имя,для проживающих на территори республики Мордовия, не более это не про эрзя и мокша давайте жить дружно, помнить о прошлом, жить настоящим и заботиться о будущем не таковы местные обитатели, Сема часа два искал нужную ему статью... но по моему он нашел не то чего искал, а? а сайт Зубова Поляна хороший... советую почитать...

Миша: Novel77 пишет: а сайт Зубова Поляна хороший... советую почитать... Стоит он возле бочки — в одной руке крест, в другой кружка. Ну, некоторые из мужиков кину-лись в воду. А толпа на берегу стоит и смотрит : утащит их Ведява под воду или нет ? Нет, не утащила ... Тогда двинулись скопом, наперегонки, аж река забурлила.

Kurly: статья же есть на сайте думаю тут дело не в Семене, а в авторе статьи, которому нравится фантазировать и ссорить потому как ни эрзя, ни мокша не признают такое прошлое и раз написано мордва, а включают по большому счету в это имя 2 народа, значит, каждый будет говорить, что это не мы, в результате будут перепалки я к своим предкам это не отношу, пусть эта статья будет на совести автора

Семен: Шумбрат эрзят и паро мельсе арсицят! Арсян тесе эряви сермадомс эрзякс. А кинь ули мельзе тенькис кортамс, кадык корты эрзякс. ки келенть аздасазо кадык тонавты.

Эрзянь нилькс: Семен пишет: кадык тонавты. Видеть валот.

Семен: Эрзянь нилькс пишет: Видеть валот. Сюкпря.

Семен: Семен пишет: * Ведява — мордовская языческая богиня, обитавшая, по верованиям древних, в ручьях и речках. Эрзятнень те ауль пазава, эрзятнень те кирдится, эрзятне мерить Ведьава.

Семен: Семен пишет: Родится ребенок в поле — назовут его Паксяльтя, в лесной избушке на свет появит-ся — назовут Виряльтя*. Заря, туча, зверь, птица или растение могли стать именем новорож-денного Тесе сермадозь ауль эрзянь лемтне, лиси сынь эседест сермадсть.

chuvashon_erzja: Это же художественное (или не очень) произведение, так сказать взгляд автора . Тут можно обсуждать художественные ценности: красивый слог, полнота описания образов и т.д. В художественном произведении исторические факты могут совершенно отсутствовать, т.е их проверить нельзя, можно только верить или не верить этому. Здесь могут быть уместны выражения подобные: "наверно такое могло быть", "не верится, чтобы целая деревня испугалась одного попа..." и т.д. Имена и фамилия внедрялись в Поволжье лет 600, полагаю до конца 17 века. Цель понятна- государству надо облагать народ налогами. Был выбран, на первый взгляд, универсальный вариант:христианизация и наречение имен, в основном греческого происхождения. По большому счету любая религия предусматривает смену имени как у мужчин, так и у женщин. У женщин, кроме того, должно было измениться и вероисповедание, чтобы можно было регистрировать брак. При выдаче бумаг прописывалось вероисповедание. На первых этапах христианизации, принявшим христианство давались значительные скидки на налоги и широкие возможности в служебной карьере. Это как вопрос: против кого дружить, все равно пришлось бы выбирать государству в конце 10 века или позже. Такое непростое выражение: "Религия объединяет народ, религии разъединяют народы" . Попытайтесь найти варианты решения этой проблемы?

Семен: chuvashon_erzja пишет: Попытайтесь найти варианты решения этой проблемы? Ки содасазо эсинзе покштянь эрямонзо койтнень , парсте эри шабра марто се а карми тюреме лия ломань мель марто.

chuvashon_erzja: Теяк виде. Тень марто эряви содамс сыретнень лемест. Чувашонь кельстэ эрзянь кельс ютавтозь монь лемем истя сёрмадови: - Мон-Тимерке(Оло) Илайень цёразо Ванюркань цёразо Якунь цёразо Лявуконь цёразо Костюконь цёразо. Сынст эряви лецтнемс, эсить цёратте сыньдест ёвлемс.

Безаев: Опять Семену. Чтобы он знал, мокшане в отличие от эрзян восприняли крещение именно так как пишет чувашский эрзя: послабление в жизнедеятельности. Они получали налоговые льготы (если говорить современным языком) и с утра шли в церковь, после 12 к себе на место моления. Что касается крещения, то было все. Например вспомните Несмеяна Васильева. Восстание поднялось именно из-за насильственного крещения, которое как раз производилось в бочке с водой, хотя был подписан договор о соблюдении паритета по отношению к вере эрзян. Крестили где как, например, в нашем селе приехали на конях и загнали весь народ в Большой пруд. Люди плакали, даже был самоубийства, так как это была трагедия. Это передавалось из уст в уста, а мне рассказывала моя бабушка. Но через какое-то время все изменилось и были даже послы к царям о постройках церквей в наших селах. Не надо уповать на дураков попов, миром правил и правит их интерес, интерес власти противостоит осознанная свобода бунтарей. А стадо оно и есть стадо. Члену стада поклоны бить, что травку щипать.



полная версия страницы