Форум » Вастнема /Общение » Ков молтям, мезе теемкс - куда идем, чего делать » Ответить

Ков молтям, мезе теемкс - куда идем, чего делать

Безаев: Вечкевикст эрзят, ды весе ки соды есиндэ, тетянь, авань, покштьтетянь ды авань вишкине раськезэ. Дорогие эрзяне, и все люди, которые помнят свою малую родину и родину предков. Конечно я за то, чтобы вести диалог на милом сердцу эрзянском языке. Но ситуация такая, что мы почти его забыли. Причины ясны, но что делать? Ведь надо услышать друг, друга. Надо дать возможность разным поколениям осознать себя эрзянами. Через понимание красоты культуры, языка, через трудную истории предков. Я тысячу раз говорил и еще раз скажу, народ пойдет за нами если он увидит привлекательность нашей деятельности. Он пойдет если осознает необходимость этого пути. Но как он нас поймет, если ему не понятен язык отцов на котором мы вещаем о рыданиях и плаче. Как он нас поймет, да и кого теперь привлекают рыдание и плач. Сегодня, как и многие века стоит вопрос жить в одиночку или вымирать сообща. Поэтому, как восемь веков назад, наши соплеменники ищут пути сохранения своего я. Да, зачастую выбирают. Выбирают кем быть и если не нами, то это страшно. Мы видим, что большие враги это те кто недавно забыл своих предков. Он хочет быть государственно-образующим народом. Он хочет быть великим по генному происхождению. Такие люди страшны, непостоянны и изменчивы. Они спаслись забыв язык предков. Я знаю одну эрзянку, но их тысячи, которая сказала я ненавижу свой язык, он мешал мне жить. Теперь она открыла глаза и не понимает, почему ее слушали, когда она в угоду карьере вспомнила о своих корнях. И весь зал очаровано слушал. Ей кричали: - Скажи, что нибудь на родном. Она мне сказала: - Я не понимаю, почему мой язык мешал мне, а теперь меня хотят слышать на родном, эрзянском.- Что толку было ей объяснять, что это результат труда, многолетнего. каторжного, стоящего огромных денег, общественности. Что это и наши заявления о кризисном состоянии эрзян и мокшан нижегородчины. Что это наши письма на имя президента, это выступления на конгрессах, съездах. Это в том числе и то, что многие начали понимать, что эрзяне - древность, великое прошлое. Пусть на время забытое, некогда забитое, но оно велико по своему культурному наследию. Мир возвращается к древности, хочет знать происхождение земной жизни. Кельты, исчезнувшие под давлением норманских племен, как к стати и мы (ведь первые русские князья и цари норманы), возрождают свой язык, культуру через песню, через историческое, но позитивное отношение к своему прошлому, к факту своего исчезновения. Они двигаются и если тридцать лет назад было несколько человек, поющих на кельтском, то теперь это уже тысячи. Более того английская публика поет кельтские песни. Вот начало диалога по данной теме. Те киланго пря. Превем марямс мезе арситят эрзят рузст, ды инойть ломанть, ки соды эсиндэ юрозо. Хочу услышать ваши мысли эрзяне, рузские, представители других народов, знающих свои корни.

Ответов - 44, стр: 1 2 All

Миша: Безаев пишет: Вечкевикст эрзят, ды весе ки соды есиндэ, тетянь, авань, покштьтетянь ды авань вишкине раськезэ. Дорогие эрзяне, и все люди, которые помнят свою малую родину и родину предков. Конечно я за то, чтобы вести диалог на милом сердцу эрзянском языке. Но ситуация такая, что мы почти его забыли. Забыли язык, те, кто проводят эрзянские мероприятия? Извините, как можно проводить эрзянские чтения не зная языка? Не зная языка можно проводить МОРДОВСКИЕ чтения потому что такого нет. Надо понимать, что общество "Ялгат" - это мордовская организация? Назовите полное название вашей организации?

Безаев: Молодец. Оперативно откликнулся Миша и спросил, а как можно проводить эрзянские чтения не зная эрзянского языка? А вот истя Миша, косояк минек келенть нижней енксо а тонавтыть как обязательный предмет. Весеяк факультатив. Так мезе минь карматам учеме кода минек тонавтамизь эрзянь келень чис. Вот истя и молтям. А тон мезе содат? Мезе теить? Чтоб минек нижней енксо, школасо эрзянь келесь кармась гайнеме. Да шизофрения давит. Эрзя, мокша, мордвин те мон а арсян, эряви чтоб пакшатне минек аламошка содавульть эсиск келенть. И Туршатов должен содамск, что те ученикне, конатне атонавтыть эсиск келенть сермадыть рассказт, стихт, даже морот, правда Туршатов. Тон веть марить Иней Лейсэ те моротнень? Мондян мезе истя кода тынь кармамкс табаяк этеймекс а только сернемс ломанить тевтнень? Вот так дорогой избличитель и работаем не зная языка, не получая поддержки. Когда я впервый раз обратился за помощью в Фонд спасения эрзянского языка, то мне пришлось из кармана выложить три тысячи рублей и купить книги, которые господа Мусалев и Четвергов получили со склада Министерства образования Мордовии по накладной подписанной Карповым. Вот так мы начинали с первого дня эрзянского языка. Между прочим в Нижегородском кремле. Никого туда не пускали, а нам Мэр пошел навстречу. До этого язык изучался только в Лукояновском районе в двух селах в Чмргушах и в Иванцеве. Но в Иванцеве почемуто языка нет, а в Чиргушах остался. Миша думает, пришел, заявил и все кинулись изучать язык. Нет Миша, в соотвествии с законом об образовании нужно желание родителей, учеников. Мы обходим эти препятствия и вовлекаем школы в сферу жизнедеятельности эрзянского языка. Не мордовского, а эрзянского. Если Миша не знает, то объясню нет пока мордовского языка. Но он на подходе, потому как эрзяне как Миша хотят критиковать, а не делать.

Миша: Безаев пишет: Мы обходим эти препятствия и вовлекаем школы в сферу Простите, когда вы говорите; "МЫ" , кого имеете в виду. И на кого давит шизофрения, не очень текст понятен?


Безаев: Миша ответил мне: кого давит шизофрения, текст не очень понятен. Да весе тон чаркудить Миша. Только человек с богатой фантазией мог написать, как я обмывал в школе милиции свое становление председателем Ялгат. Я там тогда уже четыре года не работал, вот так вот фантазеры. Я б на твоем месте извинился за свою клевету-то. А тебе не понятно. Еще отвечаю господин судья, когда я пишу мы, то имею ввиду и членов общества Ялгат и учителей и работников РОНО и работников культуры. Обрадую тебя дорогой: и конечно же сотрудников ФСБ, антитеррористического управления УВД и прочих и прочих, все кто мне деньги платит. Рад Миша? Угодил тебе? Но не радуйся, никто кроме друзей денег не дает, а сегодня и они редко помогают - кризис.

Миша: Просматривая новости, наткнулся вот на это. День эрзянского языка пройдет в Нижегородской областной библиотеке имени Ленина 16 апреля (НИА "Нижний Новгород" - Марина Лайд) День эрзянского языка пройдет в Нижегородской областной библиотеке имени Ленина 16 апреля. Об этом корреспонденту НИА "Нижний Новгород" сообщили в библиотеке. Акция организуется при участии мордовского культурного центра "Ялгат". Эрзянский язык – один из мордовских языков финно-угорской семьи, язык эрзян, один из трех государственных языков Республики Мордовия – наряду с русским и мокшанским. На этом языке говорят в республике Мордовия, а также в Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Ульяновской областях, в Чувашии, Татарстане и Башкортостане. Существует эрзянская диаспора в Армении, Эстонии и Казахстане. Результаты переписи населения 2002 года в России показали, что более 600 тыс. человек владеют мордовским, мокша-мордовским, эрзя-мордовским языком, почти 850 тыс. человек указали национальную принадлежность - мордва, в том числе 84 407 человек указали национальность эрзя. Начало в 10:00. Можете прокомментировать? 84 407 человек указали национальность эрзя. - это как?

Семен: Миша пишет: Можете прокомментировать? День эрзянского языка в Нижегородской областной библиотеке имени Ленина 16 апреля - НЕ СОСТОИТСЯ Распространенная в СМИ информация о проведении дня эрзянского языка в Нижегородской областной библиотеке имени Ленина 16 апреля 2009 г. является не достоверной, точнее сказать не точной. По словам работников библиотеки, мероприятие было запланировано в декабре 2008 года мордовским культурным центром «Ялгат». Но сотрудники библиотеки не могут связаться с организатором мероприятия. Поэтому проведение чтений пока перенесли на 24 апреля 2009 года. Портал «Эрзянь Ки»

Безаев: Миша просит прокомментировать итоги переписи 84 407. Я не владею материалами переписи по России, сегодня узнаю. Если это правда, рад. Рад, что народ просыпается. Но ведь наверняка это наследники тех кто убежал из Нижегородской губернии от насильственного крещения, от порабощения. То есть у них менталитет эрзянский выше. В Ульяновской, Самарской, даже на берегу реки Амура помнят и передают по наследству, что они выходцы с реки Пьяна. Поэтому рад, но меня печалят другие цифры, я вот получил материалы переписи по области и смотрю мордвин-эрзя(эрзя) -834 чел., мордвин-мокша - 55, мордва (мордвины, мордовцы) 25022 чел. Правда раньше по телефону мне говорили, что эрзя и мокша всего 600 слишним человек, наврали. Вот чего меня беспокоит Миша, что в Нижегородской губернии мы исчезаем, причем самыми страшными темпами и вместо того, чтобы идти последовательно, вместе мы начинаем раздрай - самоеды. Я назвал чтения эрзянско-мокшанскими, чтобы показать детям кто мы есть. Я не называл их мордовскими, это вы ярлык такой приклеиваете, наверное вы и есть мордвинисты, а не Безаев. После ваших публикаций мне отзвонились все директора школ и многие спрашивали может нам действительно оставить эту работу с детьми, чтобы не было конфликта. А директор Великовражской школы прямо заявил: это кого они из меня делают и сейчас на мои шутки, что у него эрзянские корни, он твердо отвечает, я РОСИЧ. Вот чего вы с Туршатовым, да с Четверговым - критики ядрена мать, добились. Вам надо чистокровного арийца эрзянина? Ну так и флаг в руки, а мне нужно, чтобы каждый ребенок осознал кто он и если не владеет языком, то потихоньку начал бы изучать его, в том числе и через песни и даже неправильный нелитературный разговор. Дети только начинают осознавать кто они, как тут же нашелся Туршатынь Сергу и сайт эрзянь ки и бац по голове: ты чего, ты не ариец 12 патежей склонения не знаешь и говоришь истувтынь, а надо стувтынь, пошел вон. Он и пойдет. Ты знаешь когда проводили в Шандрово Лукояновский район Эрзянь покш Чи, то я неделю жил там и учил их двум словам: шумбрат эрзят. А они мне в ответ, да мы не настоящие эрзяне, мы ведь языка-то не знаем. Я говорю: а сколько примерно процентов в вашей бытовой речи эрзянские. Они говорят: процентов 60. Я говорю: вот видишь большинство твое эрзянское значит ты эрзя. Многим из вас не нравится, что я занимаюсь и с мокшанами, но я ведь председатель областной организации, в которой есть и мокшане. На сайте написали Безаев покинул мордовский Ялгат. Не не покинул и не развалились мы, кто работал, помогал, тот и дальше помогает, а есть те кто искал выгоду, не нашел и ушел. Таких, к счастью мало. Есть те кто сегодня попал под кризис и ему надо выживать, кормить семью. Я что должен позвонить ему, как Мусалев звонит в Самарскую область матери Колесниковой и кричит: предательница. А предательница плачет над сыном убитым. Убитым, когда он выходил из подъезда. Это не мой путь. Мой путь создание привлекательного образа эрзянина, чтобы за нами пошел народ. Чтобы нас приняли в массовом сознании, как позитив, а не негатив.

Миша: Безаев пишет: нашелся Туршатынь Сергу и сайт эрзянь ки и бац по голове Надо понимать это главный тезис - и то, что мешает Мордовскому культурному центру "Ялгат" и Мордовской Республике?

Безаев: Да Миша, кодамо тон молодец. А преветь кортамо, кода преветь. Но помешать республике Мордовия у вас кишка тонка. В этом деле ерничанье не поможет. Мне помешать, да наверное тоже не по силам, тем более Ялгат. Клевещите мордвинист Миша. Аношкин Лукояновосо 25 лет пижни эрзят, эрзят. Оказалось кемень ломать эрзят. КПД тонсь ловнок. Иля стувто сыре чистэ эсить КПД ловномо. Мы же можем смело сказать, свой народ на нижегородчине расшевелили. Трудись далее если сможешь. Но как ты будешь это делать, когда ты скрылся за виртуальным именем. Секс через провода. Но ведь от этого детей не бывает, эрзянских в том числе.

Миша: Безаев пишет: помешать республике Мордовия у вас кишка тонка. В этом деле ерничанье не поможет. Мне помешать, да наверное тоже не по силам, тем более Ялгат. Надо полагать, что вы работаете в связке с правительством мордовии и поддерживаете их линию, я правильно понял?

Безаев: Да насчет Мусалева. Я позвонил Колесниковой уточнил, дело-то давно было. Оказалось он прислал письмо. Все остальное верно.

Безаев: Миша скевстимим: важодян мон Мордовиянь правительства марто. Миша ты растешь уже целый следователь, но как на допросе отвечу. Правительство ко мне относится с таким же не доверием, как и эрзянские активисты. Но слава Богу помощь оказывают. И что важно не требуют денег за это, а наоборот сшили платья, аж два комплекта, мне тоже костюм (увидишь обалдеешь), рубахи гармонистам и солистам двух ансамблей. И еще во многом мы находим поддержку. Да Миша, получил бесплатно, в отличие от других областей, от Правительства Мордовии комплекты учебников для 12 школ с 1 по 4 класс и развез по нашим школам. Хотя еще раз скажу, отношение ко мне сложное, ведь я выступаю много, например в Таллине, Ханты-Мансийске, в Москве, в Саранске, в ПФО. Один встал в защиту газеты Эрзянь Мастор на международной конференции в Саранске. Помог Миша им с экспертизой, членам комиссии объяснил, что это народная газета, ну выходит иногда за рамки дозволенного, но у нас же демократия. Видишь как они благодарят меня за это. К стати, в ПФО тоже обиделись и перестали приглашать. Я отказался подписать один документ, где не учли интерес коренных народов. А ты бы смог так Миша? 120 руководителей общественных объединений подписали, а Безаев арассь. Не подписал и представитель казачества, но хитрый атаман сам не пришел, а поручения подписать не дал и сотовый отключил. А я Миша, точно шизик, даже телефон не отключил, думаю ты позвонишь и скажешь: Безаев не выпендривайся. А ты не позвонил, подвел. Не помог представителю администрации Президента выиграть спор. Тот говорил никуда мордвин Безаев не денется, а представитель ПФО говорит: вы его не знаете, он не просто мордвин, он эрзя и если увидел, что его народ будет ущемлен не подпишет. Так и проиграл москвич пари. И знаешь Миша, всех кто подписал не позвали на фуршет, а меня позвали и даже подняли тост за меня, за эрзю и ответное слово дали. Думаешь ерничаю? Нет, свидетель есть. Кодамо скевстема теят? Хитрой Миша.

chuvashon_erzja: Цёрат-атят , арсян те сёвноманть эряви пекстамс. Темась панжозь аволь теньде. Буди кармить истят сёвномань сёмадовкс, мелькужонь прявтось сёрмадовкссонк нардасынде! Как администратор форума предупреждаю, тема открыта не для ругани-придерживайтесь правил форума и заданной темы. В противном случае такие посты будут удалены!

Безаев: Чувашинь эрзя сермадсь пекстамс надо те севноманть. Павильно я про это и говорю, что надо идти одним клином, а не поливать всех кто не ходит и не пляшет под одну дудку. Думаешь мне приятно, когда они меня с грязью мешают. Передергивают факты и это происходит в то время, когда я поднимаю вопросы диаспоры, нас эрзян, мокшан и других финно-угров, когда на меня косо смотрят отовсюду, потому как я иду за народ. А тут нашлись, пару раз ударили палец о палец и они уже судьи. Надо обсуждать куда идти дальше и как не исчезнуть с лица земли. А не обливать грязью тех кто по крупицам собирает народ, кто работае с детьми. Дети не изучая языка пишут на эрзянском, а они видите ли все не так. Так бегал по залу Туршатов, взял бы и выступил, никогда слова его не лишал. А он даже скрыл свое имя когда я его спросил: кто ты. Вот тебе и правда чувашинь эрзя. Ты прав в одном, так далеко не дойдем.

chuvashon_erzja: Безаев пишет: Надо обсуждать куда идти дальше и как не исчезнуть с лица земли. Паро, карматано теньде кортнеме. Мон кевкстямот сёрмадан тонь мелеть пельде, тон сынст лангс сёрмадт каршо вал, мейле вейсэ мелемек ёвтасыне. Хорошо, будем это осуждать. Напишу уточняющие вопросы к Ваши фразам(мнениям), Вы напишите на них уточннеия, потом вместе обсудим. Безаев пишет: Ведь надо услышать друг, друга. Вейке-вейкенть эряви марямс. Те мезде(эряви кортамс эрзянь кельсэ эли лиядо), теде чарькодевестэ ёвтык мелеть? Друг-друга услышать. Это о чем(надо говорить на эрзянском языке или другое? По проще(понятнее всем) сформулируйте фразу? Безаев пишет: Надо дать возможность разным поколениям осознать себя эрзянами. Кие макссы(кинь икеле энялдомка) эрзятнене оля эсь пряст ловомс Эрзякс? Кто даст(у кого просить) эрзянам разрешения считать себя Эрзянами? Безаев пишет: Выбирают кем быть и если не нами, то это страшно. Тесэ тон эрзятнеде, конатне эсь пряст ловить(сёрмадыть) рузокс? Здесь Вы об эрзянах, которые считают себя русскими? Безаев пишет: Пусть на время забытое, некогда забитое, но оно велико по своему культурному наследию. Мон мекс путынь неть кевкстямотнень? Эряви видьстэ ёвтамс ды видьстэ кевкстямс, тень теме весе чуворяви кортнемась, смустензэ мейле стака муемс мезде кортатано. Темась: "Ков мольттяно, мезе тейдтяно?" - те эть кевкстема? Я почему предложил уточняющие вопросы? Желательно прямо спрашивать и прямо говорить, без этого весь разговор путается, теряется смысл о чем говорим. Тема:"Куда идем, что делаем" - это ведь вопрос? Ещё хочу напомнить, что тема находится в ветке общение, а не агитация. Общайтесь .

Безаев: Чувашынь эрзя сермадсь: вейке, вейкенть еряви марямс, те кода. Истя кортан а весть, минь мейде карминек эрзянь культуранть, келенть, обуцятнень кепедеме прась чистэ (с упадка). Тень лис, чтоб кортавульть избраннойть ломанть, конатне содыть келенть и не мезе скрывать более талантливойть чем сыниск соплеменникне? Арась, минденек эряви весе народось. Кадмокс те ломантнень конатне аздыть эрзянь келенть а превеск ульмекс эрзякс а келенть а содасыск (хотящих быть эрзянами). Евтан кода монь муимим Павел Иваныч Горбачев, аламо валт содынь, пек лавшсто кортынь эрзякс. Так мекс эзь муевсь монь таркас вадря кортыця, конась бу пурнавилинде ломатнень организацияс. Эрзятне ламо, но сынь а содыть эсиск пиньгеск. Так минь мезе каясынек сыниск бути вацть куцка лангс? Эрзяне отличаются еще и тем, что у каждого свое мнение, каждый видит свою правоту. Каждый видит свой путь развития. Ну так сложилось веками, повторяю, жить по одиночке или умереть вместе. Если ты принял решение или жить или умереть, но вместе не отталкивай ни кого. Не отталкивай ради своего многострадального народа, которого уже восемь веков заставляют забыть язык. Кто-то придерется к этому. Но ведь есть психофизические данные человека по которым всего восемь процентов способны к высокой самоорганизации и к организации деячтельности людей. Конечно меня нельзя заставить забыть свой язык. Но ведь был указ Екатерины 2 о насильственном расселении мордвы в целях просвещения. Пример в Гагинском районе Итманово - одна половина русская, другая эрзянская. Есть Крапивки в Лукояновском районе, где уже все стали русскими. Что с ними делать? Семен пишет есть мордва, а есть эрзя. А они уже русские, как дать им наше национальное понимание? Как сделать чтобы процесс запущенный царицей пошел вспять? Или мы остановимся на элите, на красивом эрязянском разговоре с трибуны. Спустимся и спросим окружающих: вадрясто кортынь. Ой пек вадрясто, мазыйстэ, рангинь, сельвединь чудесть, талай эинь чаркуде только. Так может иногда в интересах сохранения, возрождения народа надо именно поговорить с ним на понятной речи и не затейливо втягивать в житие родного языка. Не отталкивать, а втягивать. Не искать врага, а искать опору национального сознания в любой ипостаси.

Безаев: Чувашинь эрзя сермады: формулирует вопрос по моему высказыванию: кто даст (у кого просить разрешения) эрзянам быть эрзянами. Не надо ни у кого просить у нас есть конституционное право на это. Но говоря надо дать эрзянам быть эрзянами я имел ввиду, то что многие эрзяне не знают т о г о, что они эрзя. Я имел ввиду, что мы не должны быть клубом любителей эрзя языка, мы должны открыть происхождение каждого соплеменника и дать время на формирование его сознания, а не бить его кувалдой по голове. Тон келенть аздасак, кодамо тон эрзя. А мондянь седе пек лездась именно истямо ломань. Сон вроде руз, а седейсэ эрзя. Словарь тенде казинь. Кедем саизе, ванан турвандо тарныть, корты: Михал Иваныч как ты говоришь - Сюк пря тебе. Я говорит слышал это все в детстве и спасибо, что восстановил бабушкину речь во мне. Ныне этот человек с нами. А ведь я не первый к нему подходил с его родословной, но он всех отшил. Время, которого не хватает, чтобы национальное я вошло в сознание утерявших его людей и терпение вот, что я имел ввиду, когда говорил, что надо дать человеку возможность осознать себя эрзей. И конечно же дать информацию, что к стати не плохо сделано на сайте эрзянь ки, что дается в газете Эрзянь Мастор. Но когда история и информация конфликтуют это не привлекательно для того кто забыл свое я. Создавая информационный конфликт мы отталкиваем людей. У них возникает вопрос: а на фига козе баян. Я ведь жил без этого проживу и дальше.

Миша: Безаев пишет: Не отталкивай ради своего многострадального народа, которого уже восемь веков заставляют забыть язык. Вы планируете поехать на празднование 1000 летия вступления МОРДВЫ в Россию? Заранее спасибо за честный ответ.

Семен: Безаев пишет: Я имел ввиду, что мы не должны быть клубом любителей эрзя языка, мы должны открыть происхождение каждого соплеменника и дать время на формирование его сознания, а не бить его кувалдой по голове. Похоронный Центр культуры поволжских финнов и угров Саранск. Здесь по воле московских и саранских властей открыт Центр культуры поволжских финнов и угров. В нем пять отделов, в них 10 человек штатных работников, зарплата каждого, как стало известно из неофициальных источников, 15-25 тысяч рублей в месяц. Руководителем назначен Ю.А.Мишанин. Да-да, тот самый, который был одним из авторов письма в прокуратуру Мордовии с предложением принять меры по закрытию единственной общественно-политической, демократической направленности газеты «Эрзянь Мастор». Чем будут заниматься эти 10 человек? Сажать за школьные парты эрзя, мокша, мари… погибающие языки? Нет, нет и нет! Будут ездить по шумным, с веселыми застольями мероприятиям, около года будут составлять очередной, тысячи первый план мероприятий, столько же времени будут отчитываться, ну а между дел — размышлять как угодить властям. А там, гляди, и закроют эту контору из-за ненадобности, так как «бережно опекаемых» ими языков уже не будет. Центр создан властями для одной цели: имитируя, лицемерно показывая стремления сохранить культуры коренных народов, как можно в сжатые сроки ускорить их уход в мир иной. Похоронный Центр культуры поволжских финно-угров. По-другому, ни как его не назовёшь. Москве и её вассалам на местах мало мертворожденных, предающих интересы своих народов НКА (национально-культурных автономий), мало эфемерного международного Консультативного комитета финно-угорских народов, мало бездействующих Комитетов (министерств) по национальной политике, мало карманных псевдонациональных общественных организаций, пожирающих народные деньги. За 10-15 лет все эти «приводные ремни» властей сполна показали свое истинное назначение — русифицировать нерусские народы и отнять у них право на землю, на природные богатства, отнять их имя. В дополнение к названным «заботникам» к ним соорудили ещё один эшафот — Центр. "Эрзянь Мастор" 16.03.07

chuvashon_erzja: Семен пишет: Центр создан властями для одной цели: имитируя, лицемерно показывая стремления сохранить культуры коренных народов, как можно в сжатые сроки ускорить их уход в мир иной. Может кто-то из форумчан имеет желание рассмотреть иной принцип в таких ситуациях: "Не можешь победить движение? Возглавь его!", мы как-то пытаемся работать в этом направлении? Есть желающие участвовать(иметь возможность влиять) или возглавить(управлять) подобные Центры, чтобы не только критиковать, а предложить и убедить принять другой сценарий развития центра ?

Безаев: Миша пишет планирую ли я поехать на 1000 единения с Россией. Он все хочет меня на чем-то поймать. Показать какой я не порядочный эрзя. Неужели из такого большого моего повествования ты вынес только этот вопрос? Я смотрю наша беседа превращается в разговор слепого и глухого, но отвечу. На такие мероприятия приглашают, планируется ли мое приглашение я не знаю. Тем более появилось сомнение заниматься ли мне дальше проблемами моего народа. Поэтому пока такие далекие планы не строю. Но ведь тебя интересует мое отношение к истории. Я за истинную историю и только на ней может быть реальное объединение народов, а не политических лидеров, в угоду которым писалась российская история. Самым большим фальсификатором истории был Иван Грозный, не зря до сих пор ищут его пропавшую библиотеку. В ней древние книги, рассказывающие истинную правду.

chuvashon_erzja: Безаев пишет: Тем более появилось сомнение заниматься ли мне дальше проблемами моего народа. Леляй, сыретне мерить- Буди сы а цидярдома стака шкась, тердик инжекс эсить ялгат... Тонсь арсик, кода теемс. Совить мелькужос -ёвтык мелеть, вейсэ арсисыне. Потамс эли ёртомс теветь, койсэм, а эряви. Таго тонь тевенть одыявтомка эли лиякс тееимка, адя вейсэ арсисыне . Ули бажамот теемс "Ялгат" центрэнть эрзянь центрс, полавтомс мордовское лемензэ Эрзянь центр лангс ?

Безаев: Чувашинь эрзя мерсь давай полавсынек мордовской Ялгат лементь эрзянькс. Ялгат эрзянь валось мезе тесе полавтомс? Вообще-то полное название "Общественное движение "Мордовский культурный центр "Ялгат". Те леменеть эснэ кавто лемть. Общественное движение и культурный центр. Те лементь путызь 2000 иестэ. То есть название от основания. Когда я писал устав, то название было эрзянское общественное движение "Ялгат". Но в виду того, что я еще служил и мне, по настоянию руководства, пришлось уйти с общественной работы, так как им пришлось отписываться, почему у них в подчинении националист. Мишане мерк ловномо, кода мондянь ульнесь а то обмывали назначение да все. Кияк минек эсь преве неймекс а только эрзякс и мордвакс тоже. И при регистрации вдруг выплыло это имя, которое дал кандидат юридических наук эрзя Макаров, первый председатель, который поработал полгода и исчез. Я вернулся, только тогда, когда ушел на пенсию. Менять название? Мы думали над этим, времени просто нет. Идти и перегистрировываться, легче создать новую эрзянскую организацию. Но здесь проблема, мы создали четыре районные эрзянские автономии, которые ни одна не зарегистрировалась. Народ еще спит и боится. Как бы чего не вышло, как бы кто ночью за задницу не взял. А ты спрашиваешь у кого надо спросить разрешения быть эрзей. Прежде всего у себя. Между прочим в Лукоянове против автономии выступил прежде всего Аношкин. Я бы конечно мог сломать ситуацию, но ведь они так обижаются когда я влезаю в дела Лукояновского района. Мусалев корты: Безаев иля мешая Аношкиннэ. Ванок кода кармасть форумсо монь чалксеме, кода музеезде карминь арсеме. А ведь еми. Коля пенсионер. Пансысь совсем, ки тосо карми тевенть тейме. Музеесь ведь арась государственной реестрассо. Сон а юридическое лицо. Сон раонынь ДК потсо. Кортан тенде так кежиявли. Мон арсян истя тевесь те чистэ а лемсэ, а тевсэ. Озан кудосо и карман пижнеме: мон эрзя, эрзя, эрзя, а толкось мезе. Мон теян эрзянь тевть те главное.

chuvashon_erzja: Безаев пишет: Народ еще спит и боится. Как бы чего не вышло, как бы кто ночью за задницу не взял. Хорошо, чтобы была понятно моё мнение по этому вопросу, отвечу по-русски. Свободная энциклопедии(Википедия) трактует понятие манкурт следующим образом. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%82 На современном этапе “манкуртизм” приобретает иной характер. На многих форумах это обсуждается. Можем обсудить в этой ветке или в отдельной теме это явление применительно к некоторым нашим сородичам. На первый взгляд может показаться, что манкурт- безвольный, слабый, малоактивный, необразованный и пр. человек Мои наблюдения мне подсказывают, что это не так. Манкурты, попадающие под это определении, известные мне люди, - это активные, образованные, вполне вменяемые, успешные люди. Успешность и счастье, конечно, разные понятие. Но все-таки… Проблема( или общественное явление), которую еще раз осветил Безаев, она может присутствовать при каких условиях? И как понять(классифицировать) мотив, приводящий к потере связи со своими корнями в современном мире. Я скорее соглашусь с мнением части психологов, что объяснения надо прежде всего искать в психологии. Основная мысль психологов, на мой взгляд, может звучать так: Манкуртизм может отсутствовать при условии, что национальная идея будет являться естественной потребностью. Ну, может это слишком простое определение заумных слов психологов, но вот такое оно. Есть разные подходы к этому явлению. В частном случае может быть так, человек строит свои планы(на примере своих родителей, например) придерживаться идеи единения со своим народом. Она(идея) ему вполне понятна и он её поддерживает, что-то делает для её реализации. Теперь проанализируем сколько человек может в течении короткой жизни надеяться на результат? Допустим к 25 годам, он образован, вполне самостоятелен и может самостоятельно решать свою судьбу. Он наблюдает за “своими” и за “несвоими” 10-15 лет. Сравнивает отношения к нему “своих” и “несвоих”, пора определяться, как жить дальше ему и его детям. Ждать до бесконечности нельзя, жизнь коротка. Ситуация может сложиться так, что “свои” могут отвернуться(по разным причинам), “несвои ” напротив проникнутся к нему уважением… Понаблюдайте за нашим форумом, мы принимаем потенциально “своих” в число “своих”? Безаев пишет: Мон арсян истя тевесь те чистэ а лемсэ, а тевсэ. Вейке ёндо те виде, омбоце ёндо, зярдо лемесь эсинек тевесь как сеске неяви эсинек. Безаев пишет: Мон теян эрзянь тевть те главное. Валот марто вейсэндян. Тедяк паро улемка, буди тон кежтеме лембе валсо ёвлисак тедедень тевтнеде. Мон кевстякшнытень, лезе мон ёнодо эряви эли лият мелькужонь ломаньтнеде? Безаев пишет: Чувашинь эрзя Эрзякс моне мерть Мидянь Оло, ветькень(чувашонь) кельсэ карми Тимерке Митяй ....

Безаев: Эрзянь келень чи марто весень

Безаев: Мидянь Олоне на счет манкуртизма. И для начала, действительно надо мондянь видимо осмыслить мезе мон учинь совынь кода форумс и мезе лись. Психологи это конечно же хорошо. Эта наука может помочь вернуть часть эрзян в свое лоно. Но вы как не слышите. Проблема в другом. Когда мне в Нижегородской области говорят, что в соответсвии с законом надо узнать мнение родителей изучать эрзянский язык или не изучать, то я отвечаю, что не добровольно мы бросили свой язык свою культуру. То была политика государства того времени. В 56 году секретари парткомов писали письма в ЦК КПСС о том, что не нужен пустой мордовский язык. Такие письма писали и марийцы и другие финно-угры. Где теперь искать основы манкуртизма. В душевном я человека, в его окружающей среде, в домашней обстановке, где? Который год говорю о том, что школа в наших селах должна быть обеспечена всем. В России конкурсная система процветает, разыгриваются они по всем направлениям. Кто будет разыгрывать через пару лет, когда в нашей области ликвидируют школы в эрзянских селенияхЮ ликвидируют сельские администрации. В русском селе свои педагоги, педагоги наших школ будут искать место там, а они не нужны. Да согласен они образованные манкурты, не понимающие, что забыв свой язык. культуру они исчезнут, между прочим даже как голодная особь. Нужна государственная политика возрождения нашего народа, других народов, а таких программ нет. Конкурс, золотой миллиард вот нынешние ценности. И решение проблем оказывается не во вкладывании средств в востановлении природного баланса (человек часть природы), а в психологии, в манкуртизме. А куда делось насильственное переселение и прочие измы? На этом пока остановлюсь если интересно продолжу. Только кто будет отвечать не дергайте фразы, постарайтесь говорить в целом о проблеме. Фразой путь не найдешь.

chuvashon_erzja: Безаев пишет: что в соответсвии с законом надо узнать мнение родителей изучать эрзянский язык или не изучать, то я отвечаю, что не добровольно мы бросили свой язык свою культуру. Это мнение никак не противоречит моему, я писал о том же . Родители -это мы с Вами, а не "несвои" дядьки. На кого жалуемся, на свой разум, подчиненый законам психологии? Законы пишем тоже мы или с молчаливого и явного нашего "одобрямс". Или Вам удобнее сознавать себя только жертвой, но это опасная позиция, с родни моя хата с краю ... Жертва и манкурт ходят очень близко.

Семен: Председатель по национальной политике Мордовии, А. Лузгин и председатель общественного движения мордовского народа Михаил Мосин ответили на вопросы читателей «Комсомолки» где полностью раскрыли свое истинное лицо и поставленные перед ними главой РМ, Н.Меркушкиным задачи. Сразу введем уважаемого читателя в суть проблемы эрзянского народа. В Республике Мордовия два литературных языка, эрзянский и мокша-мордовский. Оба языка утверждены на международном уровне и имеют свой международный, ГОСТ — ISO 639. ГОСТ 7.75–97. Но эрзянский и мокшанский языки, мордовские власти, упорно называют диалектами «мордовского» - несуществующего языка. Это превышение власти, служебных полномочий или простая необразованность, а может все вместе? Диалект (от греч. diálektos — разговор, говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью. Территориальный Диалект всегда представляет собой часть целого другого Диалект данного языка, часть самого этого языка, поэтому он всегда противопоставлен другому Диалект или другим Диалект. Мелкие Диалекты объединяются в более крупные. Самые большие, могут называться наречиями, меньшие — говорами. (БСЭ) Выходит, по мнению элиты Мордовии, эрзянский язык - даже не дотягивает до наречия. Из этого следует, что элита Мордовии высшая раса? Эрзянский литературный язык, принят всем эрзянским народом России. Он является живым эрзянским языком, созданный предками за многие тысячелетия, над ним нет другого языка высшего по статусу или по рангу, наречия или диалекта, а значит у эрзян самостоятельный национальный язык. Осквернители национального языка - должны нести ответственность согласно закону Российской Федерации, так гласит закон. При внимательном прочтении определения диалекта в (БСЭ), который уже приводился выше, следует, что над диалектом должно быть еще и наречие языка. Кто из ученых «мордвинов», готов указать мордовское наречие и прочитать хотя бы одно стихотворение на мордовском языке? Таким образом, ученные Мордовии, представляющие интересы власти демонстрируют полную безграмотность в языкознании как в науке. Правительственный этнолог Н.Мокшин в интервью в декабре 2008 года говорил о том, что эрзянский язык не может быть диалектом и определение диалект в корне не верно. Правильнее называть его наречием, но не смог сказать и пару слов на мордовском языке, говорил на эрзянском. Ученные Мордовии, руководимые политиками не имеют должного знания наук, иначе как можно объяснить их терминологию, диалект, наречие? Уважаемые политики, диалект или наречие какого языка, вашего создаваемого? Так его нет, не СУЩЕСТВУЕТ! Мордовский язык - это плод воображения правительства Мордовии. Таким образом, правительство МР просто глумится над эрзянским народом, оскверняя один из самых ярких символов этноса – язык. В Послании Главы республики МР, Госсобранию, было сказано о необходимости создания единого литературного языка. Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по координации развития мордовских языков и формированию единого «мордовского» литературного языка. Это послание - желание политика, по специальности инженер – электронщик, именно так читатель, ибо общественное мнение не учитывалось и далее это подтвердит чиновник М.Мосин. В декабре 2008 года состоялось расширенное заседание ученого совета НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ по данной проблеме, «мордвы». Мордва – народ без языка и, следовательно, истории, во главе с Н.Меркушкиным. Политическая элита Мордовии, проводят агитации по местам проживания эрзян и мокшан, внедряют в умы, свою мордовскую теорию единства народа, утверждая, что эрзя и мокша, это есть субэтнос, который может стать народом, только будучи «мордвой». Как такое может происходить в демократической России? Обратите внимание, как они действуют, знакомые принципы и приемы расового превосходства. Похоже, они считают, что сами уже, стали великими «Мордвинами»? А теперь им нужны «мордвины»- трактористы, которые могут хорошо «пахать» и не влезать в дела правительства, это не наши домыслы - это ответ М. Мосина. Скажите, прежде чем было принято решение о создании единого литературного языка, проводился ли какой-нибудь опрос среди жителей Мордовии? «Даже если проводить какой-то опрос, то, как сопоставить мнения, например, языковеда и тракториста, который может быть прекрасным специалистом в своем деле, но ничего не понимает в вопросах языкознания. Человек, далекий от науки, может просто не осознавать необходимость создания единого литературного языка». (ответ М.М) Хочется спросить работника науки М.Мосина, а инженер- электронщик хорошо понимает в языкознании или политика выше науки? Действительно, трудно понять подавляющему большинству причины надругательства над эрзянским языком и как следствие над всем эрзянским народом. Только вникая в ситуацию правительства РМ, становится ясно, у правящей верхушки, есть проблема. Она кроется в отсутствии языка, без языка они никто, нет «Великих Мордвинов»! Трактористы, филологи, писатели, учителя понимают это, но молчат, потому что живут и работают в республике Мордовия и знают, кому нужен этот язык и что будет нечем кормить семью в случае высказывания против «мордвы». Читатель уже успел уловить, что приказ о создании языка был отдан политиком, главой РМ, следовательно, вопрос финансирования, создания языка, уже решен. И акция эта сугубо политическая. Собственно А.Лузгин так и заявил: «Пока мы не затрагиваем финансовый вопрос, только пытаемся объяснить, зачем нам это надо». Видите, чиновник четко говорит: НАМ ЭТО НАДО! И далее продолжает: «Ведь язык - один из самых ярких символов этноса. Задача состоит в том, чтобы за счет формирования единого языка укрепить мордовскую общность». Вот где зарыта собака! У мордовского правительства нет языка, а значит и самого мордовского народа. Мордовская общность, о которой говорит А. Лузгин это тот самый «тракторист» и «однородная этническая масса» о которой говорил М. Мосина. Власть в РМ перешла в руки мокшанского правительства, вытеснив эрзян со всех важных постов. По сути, республика прекратила выполнять свои функции государственности эрзян, и эрзянский народ оказался за бортом жизни в РМ. Против эрзян в РМ идет политическая диверсия и это совершенно очевидно. В сентябре 2008 года профессор Мордовского Государственного Университета кафедры народной музыки Тамара Ивановна Одинокова во время интервью, категорически отказалась называть эрзян, эрзянским народом, утверждая, что эрзя-субэтнос и за эрзянским вопросом стоит ПОЛИТИКА. Власти РМ прекрасно понимают и осознают отсутствие юридической и правовой основы захвата власти, а так же права, называться «мордовским» народом и удерживать власть в мокша-мордовской среде. И даже нет права называть эрзянский язык «мордовским» и тем более диалектом мордовского. Так как они оскорбляют эрзянский народ и вводят в заблуждение остальных (цитата М.М.): «Иностранцы, которые приезжают к нам изучать мордовский язык, всегда недоумевают по этому поводу». Оказывается языка то два! Собственно как и народа, но вот только эрзяне полностью потеряли свою государственность и могут потерять все культурное наследие предков, а равно и все права гражданина РФ. И так, политик, Глава РМ Н.Меркушкин, инженер- электронщик по образованию, контролирующий как глава РМ финансы республики, отдает приказ о создании единого мордовского языка. Из чего неминуемо следует гибель двух других языков и народов. Для председателя по национальной политике Мордовии А. Лузгина, живой и красивый эрзянский язык, ненужная узкоколейка. Думается в демократической стране, чиновник за такое высказывание, покатил бы по узкоколейке в места не столь отдаленные. Да и «узкоколейка» (эрзянский язык) для него, только по тому, что нет у чиновника словарного запаса и языкового чутья как у писателей и поэтов, поэтому всегда и везде говорит на русском. «…..нам надо коллегиально расширять две «узкоколейки» литературных языков, РАЗРУШИТЬ ПРЕГРАДУ между ними. И тогда у нас будет широкий, богатый, единый литературный язык. И только после этого будут внесены поправки в законодательную базу». (А. Л) Вот в чем проблема эрзянского языка и народа – она не культурная - ОНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ! Это снова и снова доказывают сами чиновники. Да! язык будет только у них, потому что остальным «мордовский» язык, не нужен и ни кто не высказывал желания его заиметь, собственно ни кто у народа и не спрашивал, это ученые-чиновники сами подтвердили. Другими словами «мордвины», соединяя языки, получают юридическое обоснование мордовского народа. Уничтожая при этом два этноса и присвоив всю культуру эрзян и мокшан. И им глубоко наплевать даже на вновь создаваемый язык, по сути, он им, вообще не нужен! Их задача получить юридическое право! И быть великими «мордвинами». «Язык-это доминанта цивилизованности и государственности нации», (добавим далее его же слова) управляющей «однородной этнической массой» (М.Мосин) И надо же набраться такого цинизма и заявить М.М. «…формированию единого языка невозможно помешать. Ведь его создают не политики, а языковеды и писатели, у которых обострено языковое чутье». Этого «писателя» без денег и политической власти с обостренным чувством языка, Вы, гражданин М.Мосин, уже засветили. И Вы, просто исполняете его приказ и осуществляете диверсию против эрзянского народа. Внимательный читатель сразу сообразит, а как это так можно было проколоться, выложить все сокровенное, да еще отрицать очевидное, тем более сказанное самим же. Все очень просто, чиновники расслабились, нет оппозиции, все вокруг молчат, у них просто звездная болезнь и чувство безнаказанности да страстное желание власти. Им уже плевать на Конституционные права эрзян и нового создаваемого мордовского народа, они в упор не видят закон «О языках народов Российской Федерации» и нормы международного права. Они говорят: «..у нас есть оппоненты, которые считают, что мордовскому народу не нужен единый литературный язык. Но следует отметить, что никаких разумных аргументов в защиту своей позиции они не приводят. Поэтому я не думаю, что эти люди как-то смогут помешать созданию языка». Самым лучшим аргументом против правительства РМ с их далеко идущими планами, уже на сегодняшний день должна быть прокуратура Российской Федерации, а не филологи и литераторы. «Великие Мордвины» их даже не будут слушать, а точнее не слушают. Действия властей анти-национальны, это уже совершенно ясно. Судя по совершаемым действиям и высказываниям, правительство РМ привержено к крайним взглядам и мерам. Неплохо было бы подумать М.Мосину над своими же словами, когда отвечал на вопрос. Почему мордовский язык не был создан раньше? «Свою роль сыграли репрессии в отношении сторонников единого мордовского литературного языка. Их тогда обвинили в шпионаже в пользу Финляндии». (Ответ, М. М). А сейчас на кого работают создатели «мордовского» языка? Уважаемые эрзяне и мокшане, «мордвины» полностью раскрыли своё лицо и свои замыслы, они четко дали понять, кем для них вы станете, обретя национальность - «мордвин», ими четко обозначено, кто есть они. Хотите потерять все свои гражданские права записывайтесь в «мордвины», а тот, кто любит свой народ, культуру, язык, должен встать на его защиту. Своими крайними высказываниями и действиями власти РМ, встали против законов Российской Федерации и норм международного права и основ демократии в России. Сегодня в 21 веке в демократической стране Россия, нарушаются конституционные права двух народов, власть РМ нарушает и законы России кто порождает это беззаконие, с ярко выраженной анти-эрзянской политикой? Кто восстановит конституционность в Республике Мордовия?

Семен: В субботу, 22 ноября 2008 года в центре Эрзянской земли, в школе села Великий Враг (а по-эрзянски Инелей) Нижегородской области, прошли необычные «эрзянские чтения». Это мероприятие организовало общество мордовской культуры «Ялгат», во главе с Михаилом Безаевым и правительство Республики Мордовия. В качестве представителей из РМ приехали, председатель государственного комитета РМ по национальной политике А.С Лузгин, а так же доктор исторических наук, профессор, этнограф Мокшин Н.Ф. Чтения начались со стихов на великом русском языке, и как предполагается регламентом всех съездов и сборов партий прозвучал гимн России. Представителям государственной власти преподнесли «хлеб да соль». Они в свою очередь вышли на сцену, поприветствовав собравшихся на «русском могучем», но со вставками на эрзянском. Обращение Лузгина А.С. и Мокшина Н.Ф. к собравшимся были направлены на создание из эрзян «мордвы», то есть осуществление мифа единого «мордовского народа». «Мордовский этнограф» Мокшин Н.Ф., к примеру, призвал всех на переписи населения указывать свою национальность как «мордвин». По его теории: «эрзяне не являются народом, без союза с мокшей и только превратившись в так называемую «мордву» эрзяне имеют право называться народом». Интересно, эту теорию он сам придумал, или она приснилась ему же как закон притяжения Ньютону?! Далее этнограф Мокшин заявил, что «эрзянский язык является наречием мордовского языка», притом, не к стыду будет подмечено, уважаемый профессор не знает, видимо, ГОСТов и международных стандартов. Так вот, напомним, что на каждый существующий язык в мире (!!!) имеется свой международный ГОСТ. Разработано несколько различных систем, наиболее известная из которых — ISO 639. ГОСТ 7.75–97 «Коды наименований языков» соответствует ИСО 639 и содержит список названий языков на русском и английском языках, трёхбуквенные коды на основе кириллического алфавита, трёхбуквенные коды на основе латинского алфавита, трёхсимвольные цифровые коды. Вот, что утверждено на международном уровне про мокшанский язык и эрзянский язык: Наименование языка (русское) Буквенный код Цифровой код кирилл. латин. Мокшанский (Мокша-мордовский) мок mok 455 Эрзянский эрз erz 835 И когда, мы видим в выходных данных книги следующее: В.А. Юрченков Мокшеэрзятне умонь шкасто ды ней / Переводось Н.В.Коломасовонь – Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1999. – 128 с. – Мордов.-эрзя яз. ISBN 5–7595–1410–5 Здесь мы видим явное нарушение международного стандарта в указании языка, на котором издана данная книги. Таким образом, издательство нарушает Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 29 апреля 1998 г. № 169, которым «межгосударственный стандарт ГОСТ 7.75097 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1999 г.». Как мы видим, уважаемый читатели из выше перечисленного, «мордовского языка» не существует. Если бы он существовал, то на него обязательно давался код и объяснение. Более того, на нем бы и говорил «мордовский народ». Но вернемся к нашим «эрзянским чтениям». Так, не начавшиеся ещё «эрзянские чтения», превратились почему-то в «эрзяно-мокшанские», а затем в «мордовские». С чьей это легкой руки? Над сценой висела надпись «Эрзянь Мокшонь Ловномат». Это как понимать с точки зрения лингвистики? Есть Эрзянь Мокшонь, а есть еще и Мокшонь Эрзянь??? И именно от этой злополучной надписи начала «трещать по швам» так называемая «теория единства «мордовского народа». Заметим, читатели, в числе приглашенных не было мокшан, да и в Нижегородской области всего два (!!!) маленьких мокшанских села, и на них приходится всего четыре ученика. Вот так вот просто, с легкой руки у эрзян отнимается часть культуры, заслуг и приписывается мокшанам. И опять же возникает вопрос, а кому это выгодно? И почему «мордвины» эрзянского происхождения: Лузгин А.С и Мокшин Н.Ф. развивают анти-Конституционную пропаганду, направленную против своего эрзянского народа. Они выходцы из эрзян, приехав на «эрзянские чтения» объявили своих соплеменников недоразвитым народом (!) – (читайте внимательно выше высказывание уважаемого этнографа), а красивейший эрзянский язык наречием несуществующего «мордовского языка». С помощью своего авторитета провозгласили эрзян «мордвой», а язык «мордовским». Не принимали участия мокшане в данных чтениях и не участвовали в зачатии эрзянских детей, а этот факт участия, этнографу нужно будет доказать со свечкой в руках, иначе такого быть не может. Таким образом, на исконно эрзянской земле, где практически отсутствует мокшанский народ, теория «мордвинизации» является бредовой и нарушающей гражданские права эрзянского населения. Примечательным остался факт, что член жюри с Гагинского района не владела эрзянским языком и, следовательно, не могла оценивать конкурсы чтецов. Тут придется снять шляпу перед М. Безаевым, - организатором этого мероприятия, назначившего такого члена жюри. Также не владели эрзянским языком, и ученицы с его родного села, пытавшиеся читать по бумаге текст на эрзянском. Между тем представители от школ, приехавшие на эрзянские чтения были хорошо подготовлены. Лучшие результаты показала школа Лукояновского района с. Шандрово (директор Трофимов А.Н.) Пикшенская школа Б.Болдинского района директор Ичков В.А., школа В.Враг директор Хрулёв М.К. и другие. Вторая часть программы была подготовлена школой В.Врага, директор Хрулёв М.К. русский по национальности с эрзянской душой, школа показала высокие творческие способности, активную работу в области сохранения и преумножения эрзянской культуры. В школе преподается эрзянский язык, есть исполнители песен на эрзянском языке, кукольный театр, показывающий постановки на эрзянском. Все это было продемонстрировано зрителям во второй части. Именно тут в полной мере проявилась красота эрзянского языка: звучание эрзянской песни коллектива "Килейне" с Сергачского района ( в этой части фактически не говорили на русском); зал был наполнен эрзянской культурой, красотой эрзянских одежд и эрзянским словом. Все это в сумме покорило зрителей и доказало, что "Келесь - раськенть оймезэ" ("Язык -душа народа" и никакие "мордвинизации" ему не почем.

chuvashon_erzja: Семен, у меня предложение. По моему будет достсточным размещать ссылки на статьи, чтобы не делать громоздким возможность чтения мнений. На мой взгляд в теле форума очень трудно читаются такие текстовые вложения. Более важным может оказать обсуждение этой статьи. По мнеию форумчан с других формов, есть риски, что такие большие тексты многие просто не читают. Но если есть ссылка на текст и предварительный анализ, реплика по сути статьи в теле форума, форумчане охотно пользуются ссылкой. Не против?

Безаев: Мидянь Оло пишет: "одобрямс". Скажи вот в ликвидированной Коми-Пермяцкой автономии не одобрямс коми-пермяков как-то повлияло на решение об образовании Пермского края?

chuvashon_erzja: Безаев пишет: не одобрямс коми-пермяков как-то повлияло на решение об образовании Пермского края? Келейстэ арсят, леляй, те паро ! Койсэм, "одобрямстнэ" тосояк байтяк ульнесть. Койсэть, мезе иля мере эли тее тонть(ломанень валот) кияк а кунсолосы? Ломаненьте Пазось мезень гис кель макссь- медень нолсеме ?

Безаев: Мидянь Оло Пазось келенть макссызе, чтоб минь чаркудивилиник ки моли мартунок ерямо киланголангсо. А мон ванан Безаевынь тынь а марятат. Только каждой валсэ вешнитят кодамо сон ломанесь апаро, кодамо сон мордвинист, кодамо сон а эрзя. Нишкепазокс прянт нейтят. Мон эинь маря ике икелев молема (не увидел стремления идти навстречу друг, другу). Не увидел стремления обсудить сложившиеся проблемы. Поэтому временно не стану Вас утомлять. Буду иногда заходить и смотреть какой я плохой. Уледе шумбрат.

Николай Василич: Михаил Безаев, мы тут вас не очень понимаем. Вы и ваши друзья всегда нам говорили что мы мордва, а я сейчас вижу что вы к эрзя примазываетесь. как нам это понимать или это из-за политической выгоды?

Семен: Николай Василич пишет: Вы и ваши друзья всегда нам говорили что мы мордва, а я сейчас вижу что вы к эрзя примазываетесь. как нам это понимать или это из-за политической выгоды? Миненек корты: "Мон эрзя"!"

Безаев: Николай Василич: Михаил Безаев, мы тут вас не очень понимаем. Вы и ваши друзья всегда нам говорили что мы мордва, а я сейчас вижу что вы к эрзя примазываетесь. как нам это понимать или это из-за политической выгоды? === Наверное Николай Васильич из=за выгоды, ней эрзятнене пек ламо ярмакт пандыть. Совак и тон эрзякс, примажся. Эрзянь оесь пек тантей. ==== Еще Николай Васильич, спасибо за то что защищаете меня, но что-то я не вспомню с какими моими друзьями Вы общались. ///май 2006/// Я люблю свои сёла и землю./ Тихий, милый эрзянский мой край./ В нём насилия, грех не приемлю,/ Так хочу, чтобы цвёл он как рай./ Села, чтобы остались большие./ Детский, звонкий, в них слышался крик./ Были улиц ряды чтоб сплошные,/ Без плешин — как я в детстве застиг./ Чтобы живность всегда в них плодилась./ Птичий гомон, мычанье и лай —/ Их симфония, чтоб разносилась/ Над землёю, крича: возрождай!/ Возрождай эрзянин свою землю,/ Строй дома, города не ленись./ Род любой на земле я приемлю,/ Но чтоб жить — на эрзянке женись./

Безаев: Семен пишет: Миненек корты: "Мон эрзя"!" === Семен мон а только кортан, мон эрян. Эрян эсинь народонть марто. А тындениньк мезе иля мере, весе палакст кастатат. ==== Ванок Николай Василич март, кода куроксто ве принцип когда теймекс прянть эрзякс, муинек -- седе тантейгавтомкс эрзянь оеньть. А тынь палакст ды палакст. --- Семен, мезе теемс, чтоб эрзянь оесь седе тантей уливиль?

Безаев: ///апрель 2006/// Стою в лесу весною ранней./ Кругом валяется листва./ Как будто я на поле бранном,/ Не видно, чья лежит судьба./ Не вижу зелени я нежной,/ Апрельской дымки-бирюзы,/ Что мило сердцу после снежной,/ Холодной, затяжной зимы./ Лежит листва, в ней крови нету/ И нет игры — игры цветов./ Нет яркой зелени и цвету,/ И пышных нет с листвой кустов./ Осенней радуги не вижу./ Пурпурный цвет с листвы исчез./ Хожу по ней, но не обижу/ Она лежит без соков…, без./ Пожухлой серостью блистает,/ Покрыла всё собой в лесу,/ И жизнь-отросток пропускает —/ Чрез сердце…, даря мир, красу./ Душой росток ещё холодный./ Ручонки тянет вверх стрелой,/ Пьёт соки милый и голодный,/ Покрыться хочет он листвой./

Безаев: Семен пишет: Кто может восстановить конституционность в Мордовии? === Да уж конечно не ты и не я - жители Нижегородской области, не обладающие избирательным правом там. Это дело эрзян и мокшан Мордовии. Но с другой стороны сколько граждан Мордовии считает, что его право нарушено? В прошлом году я пришел на день эрзянского языка, проводимый в здании республиканской библиотеки, так ведь небольшой зал был не полон. И это не потому, что в это время проходило межрегиональное мероприятие, посвященное родному языку. К стати, на котором я попросил встать и помянуть А.П. Рябова, в честь которого мы отмечаем день эрзянского языка. И что-то никто не выл и не топтал ногами, а все дружно, вместе с президиумом встали и почтили минутой молчания память нашего патриота. /// Что же эрзяне Саранска не пришли в библиотеку? Почему не поддержали патриотов народа? Может следует задуматься, в чем дело? Может кто-то не то делает, а не только власти Мордовии? ==== Теперь касаясь нашей области. Мы сами на нижегородчине не можем решить вопросы, соблюдения языковых, культурных прав. В этом конечно есть вина власти, но есть и наша вина, не народная, а конкретно нас нынешних эрзянских активистов нижегородчины (мокшан в нашем движении всего несколько человек) - не можем найти приемлемые методы в рамках действующего права. === Нельзя жить упиваясь обидами веков, надо помочь народу расскрыться. Надо найти пути и методы сотрудничества с властью. Я противник топора и выступаю за правовое решения наших проблем, а не за пустой крик. Ныне, из-за железных дверей, народ не выходит на крик "убивают", даже на крик "горим", сидит и ждет когда его пожарники вытащат. Между прочим, тому есть причина, так выманивают жертв, нынешние работники ножа и топора. А как иначе вскроешь стальную дверь и сломаешь решетки на окнах.

Безаев: ///Я горю/// Я горю. Я горю,/ И огонь пожирает меня./ Я горю, я горю/ За него, за себя, за тебя,/ Веру святую мою./ За народную душу горю,/ Вечную правду свою,/ За любовь не земную горю./ Я горю. Я горю,/ Пламя летит от костра/ Душу гонит мою,/ Но не хочет она. / Ох, не хочет она/ Жить, лететь без меня./ Без меня ей зима./ Ей не жить без огня./ Я горю, я горю./ Сколько тех, что сгорели!/ Всем о них говорю,/ Братья наши хотели,/ Чтобы вместе с тобой/ Там, где каждый сгорал,/ Собрался бы семьёй,/ Наш народ. Кто-то встал,/ кто-то встал и сказал, / Он сказал от себя:/ – Я проснулся — Эрзя. –/ Ради этой минуты и дня,/ Мы горим! / Мы горим, / не жалея себя./



полная версия страницы